До саммита ОБСЕ в Астане остается меньше двух недель, а разброс тем, которые предстоит обсудить на этом форуме, никак не сокращается. Ведь в таких вопросах, как гендерное равенство или свобода совести, нужно ювелирное мастерство при разрешении проблем. Вопросы третьей «корзины» рассматривались экспертами на «круглом столе» «Саммит ОБСЕ в Астане: расширение гуманитарного сотрудничества», прошедшем на днях в стенах Казахстанского института стратегических исследований. Гуманитарное сотрудничество, человеческое измерение – проблемы, стоящие наиболее актуально на повестке дня. Но именно поэтому их решение сложнее всего, так как все страны – участницы ОБСЕ в этой сфере несут множество обязательств. А их принятие и исполнение зачастую натыкается на экономические интересы и решается далеко не всегда в пользу первых. И лейтмотивом заседания можно назвать призыв не опираться в решении столь деликатных вопросов на западноевропейский опыт. Ибо эти страны прошли большой путь в формировании высокой политической культуры, уровня развития избирательной системы, системы местного самоуправления и т.д. Не стоит списывать со счетов и тот факт, что Европа, где большинство государств мононациональны, не может предлагать свои рецепты конфликтным зонам, скажем, в Центральной Азии, с более чем сложной этнической и религиозной структурой. Казахстан уделяет пристальное внимание вопросам человеческого измерения, в том числе и межконфессиональной, межэтнической толерантности. Поэтому в последнее время казахстанская модель толерантности вызывает все больший интерес у зарубежных экспертов и политиков. Однако это вовсе не означает, что все гуманитарные вопросы у нас решаются идеально. Казахстан, как и многие страны, имеет свои проблемы, нуждающиеся в решении. Так, интересна судьба гендерных вопросов, отношение к которым, по признанию аналитиков, по сей день носит иронично-скептический характер, причем не только у обывателей, но и на самом высоком уровне. – Когда произносится слово «гендер», у всех на лицах можно наблюдать улыбки, – посетовала заместитель директора КИСИ Зарина Шаукенова. – Тем не менее ответ на вопрос, кому и зачем нужен гендер, ищут ученые и политики всего мира, среди которых такая организация, как ОБСЕ, стоит далеко не на последнем месте. Сегодня в Казахстане поставлена цель увеличить участие женщин в принятии государственных решений до 30 процентов. И это не просто цифра, а норма всех цивилизованных европейских стран. И тот факт, что в год председательства Казахстана в ОБСЕ министрами в правительстве стали Жанар Айтжанова и Салидат Каирбекова, говорит сам за себя. Эксперты призывают общественность не сводить в массовом сознании проблему гендера исключительно к проблеме прав «угнетенных женщин Востока», так как пропорциональный дисбаланс сегодня испытывают не только представительницы прекрасного пола. – Мужчины сегодня исключены из процесса воспитания детей, – рассказывает Зарина Шаукенова. – Формально в нашей стране мужчины могут идти в декретный отпуск, но нет механизмов поощрения обществом таких поступков. Мало мужчин-педагогов в школах, их почти нет среди воспитателей в детских садах. При разводе суд автоматически отдает ребенка матери, при этом не столь важно, кто может больше дать ребенку. Просто так принято. Неутешительна статистика по поводу продолжительности жизни казахстанских мужчин, которые проживают в среднем по 63,6 года. Женщины же – 73 года. Часто в поддержку тезиса, что «Гендер – не наш приоритет», кроме восточной ментальности приводится довод, что необходимо для начала привести в порядок экономику. Вместе с тем именно в развитых странах наряду с экономическими преобразованиями проводились гендерные реформы, причем одно не противопоставлялось другому. К слову сказать, опыт Казахстана в гендерной политике в полной мере может себя проявить в следующем году, в период председательства нашей страны в Организации Исламская конференция, где данный вопрос более чем щепетильный. Однако, на взгляд экспертов, где уж действительно невозможно применять европейские лекала, так это в вопросах религии. В свое время именно религия использовалась в качестве манипулятивного инструмента давления на Советский Союз и соцлагерь в вопросах соблюдения прав человека. В наши дни, когда уровень религиозности в Европе неизменно падает, роль религии в международных делах серьезно изменилась. – Сегодня религия воспринимается в большей степени как элемент гражданского общества, а такое понимание религии искаженное, извращенное и, по существу, неверное, – подчеркнул заведующий отделом Института философии и политологии Анатолий Косиченко. – ОБСЕ понимает значение религии, каково оно в Европе, где значение религии за последние десятилетия снизилось практически до нуля. Ведь религиозные ценности там рассматриваются в оппозиции к светским. И если гуманизм и демократия делают акцент на развитие и поддержание светских ценностей, следовательно, для их полномасштабного функционирования религиозные ценности надо выдавливать из общественного и государственного сознания, что и делается. И действительно, события последних лет вызывают определенную озабоченность. Так, например, в прошлом году Евросоюз рекомендовал рассматривать богохульство как выражение свободы воли, а не как оскорбление чувств верующих. А три недели назад Европейский суд по правам человека рекомендовал России проводить гей-парады. Между тем в рамках ОБСЕ принято несколько важных документов о религии, в которых подчеркивается, что ни одно государство не имеет права изменять законодательство, если оно ухудшает положение каких-либо религий в ней. И это решение не должно приниматься даже с аргументацией о защите национальных интересов или традиционных ценностей страны. Для Казахстана это более значимо, ибо в нашей стране отношение к религии абсолютно иное, нежели в Европе. Здесь она занимает важнейшее место в общественной жизни. Достаточно лишь вспомнить съезды мировых религий, регулярно проходящие в Казахстане. – Первая «корзина» ОБСЕ, военно-политический блок, рассматривается в заметном отрыве от третьей, гуманитарной «корзины», – продолжает Анатолий Косиченко. – Получается, что угрозы, вызовы, источники напряжений и конфликтов усматриваются первой «корзиной» где-то в других областях. А между тем известно, что все конфликты последних лет связаны с этническими и религиозными проблемами. Религия из третьей «корзины» может определять элементы первой. Понятно, что в личной плоскости многие конфликты уже решены быть не могут, в связи с этим предложение религии об интеграции ее ценностей в политику может прийтись ко двору в современной ситуации. Подводя итоги «круглого стола», директор КИСИ Булат Султанов подчеркнул, что в решении гуманитарных, да и любых других вопросов стоит действовать поэтапно: – Конечно, можно на «запорожец» переставить двигатель от «мерседеса» и помчаться по нашим ухабам и колдобинам. Но понятно, что далеко мы так не уедем. Во всем надо идти эволюционно. Ведь за прошедший век нам должно было хватить впечатлений от революций.
Юрий АРСАЛАНОВ, Алматы | |