| Экспертсовет: Демократия снизу |
В последнее время довольно много говорилось о политической модернизации в Казахстане, ее рамках, сроках и конечной цели. При этом акцент в основном делался на масштабных политических проектах, вплоть до формирования президентско-парламентской системы.Но, как показывает практика, вместо того чтобы говорить о чем-то крупном, лучше начать дело с малого. И если действительно стоит задача повышения эффективности государственного управления, то это невозможно сделать без дееспособных институтов местного самоуправления. Как показывает практика, без децентрализации и повышения ответственности на низовом уровне у нас постоянно будут случаться ЧП, как в Кызылагаше или Приозерске, когда чиновники смотрели в рот своему начальству, а не в глаза своему народу. Кстати, на этой неделе в ходе заседания правительства премьер-министр Казахстана Карим Масимов распорядился передать органам местного самоуправления ряд государственных полномочий. На моей памяти это уже не первое заявление такого рода, а воз и ныне там. Проблема в том, что в республике нет отдельного закона «О местном самоуправлении», хотя неоднократно проект данного закона вносился правительством в парламент, но всякий раз отзывался по разным причинам. Здесь нельзя исключать активную деятельность лоббистов уже действующего в республике закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», мало способствующего развитию институтов местного самоуправления, которые ставятся чиновниками на одну плоскость с местными представительными органами власти в лице маслихатов. Тем более игра лоббистов стоит свеч, если учитывать то, что органы местного самоуправления в рамках нового закона не только могут получить в собственность ряд объектов государственной собственности, но также участвовать в разработке экономической политики регионов, что вряд ли понравится акимам всех уровней. Действительно, областным начальникам только в страшном сне может присниться ситуация, когда, по мнению некоторых экспертов, по меньшей мере часть финансовых средств для работы органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом. Хотя в Европейской хартии о местном самоуправлении, на которую часто ссылаются наши чиновники, черным по белому написано, что под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел, управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Досым САТПАЕВ, политолог | |