| Общие цели | Казахстан, имеющий торгово-экономические взаимоотношения практически со всеми государствами мира (192 страны из 202), в последние годы становится зоной все более нарастающей международной конкуренции и все чаще сталкивается с жестким соперничеством. Это естественно в условиях глобализации. Мировая экономика, динамично разрастаясь, постоянно находится в поиске оптимальных путей развития как для потребителей, так и производителей. Предприниматели, бизнесмены всех стран добиваются снятия барьеров и препятствий на пути движения своих товаров, особенно на внешние рынки. В нынешнее время требования к уровню открытости национальных экономик значительно возросли. Именно поэтому подписание соглашения по созданию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России стало новым этапом интеграционного процесса с хорошей перспективой и большим потенциалом жизнеспособности. Что же касается проблем, возникающих в связи с ТС, то их можно и нужно решать.
Правительствам стран–участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства следует упростить процедуры сертификации товаров, произведенных на территории одной и экспортируемых на территорию другой страны ТС. Такое мнение вчера в ходе «круглого стола» «Таможенный союз: практика, проблемы и пути их решения» в Астане высказала старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Гульнур Рахматуллина. По ее словам, актуальная проблема в Таможенном союзе – повторная сертификация казахстанских товаров. Иными словами, если товар не входит в единый перечень товаров по обязательной сертификации, то он получает сертификацию соответствия в Казахстане. После чего в России импортеры должны вновь получить сертификат соответствия на этот же товар, в противном случае товар не будет разрешен к продаже. Еще одной проблемой, считает аналитик, является разрешительный порядок ввоза продукции для предприятий обрабатывающей промышленности. То есть, если сырье ввозится на территорию Казахстана из стран ТС, оно ввозится со своим сертификатом соответствия. Но на территории Казахстана это сырье снова нужно сертифицировать. После чего продукцию, сделанную из этого сырья, необходимо снова сертифицировать. Таким образом, получается двойная, а то и тройная сертификация. Третьей проблемой Гульнур Рахматуллина назвала оформление сертификата происхождения на каждую партию товара. До сих пор сохраняется практика, когда экспортеры, поставляя один и тот же товар нескольким заказчикам, каждый раз оформляют сертификат. Например, если товар поставляется пятнадцати поставщикам, то нужно и оформить пятнадцать сертификатов. – Это не укладывается ни в какую логику, – подчеркнула эксперт. По ее мнению, необходимо провести процедуры оптимизации и в большей степени создать условия для активизации сотрудничества между странами Таможенного союза. – Я полагаю, что на межправительственном уровне нужно создать более оптимальный механизм сертифицирования, потому что изначально Таможенный союз – это не создание преград, это создание условий для взаимодействия наших бизнес-структур, – уверена Рахматуллина. Кроме того, по словам старшего аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций, в рамках функционирования Таможенного союза существует и целый комплекс проблем в налоговой сфере. – Например, когда наши казахстанские экспортеры поставляют товар в страны ТС, подтверждением экспорта товара перед нашими налоговыми органами является подтверждение уплаты НДС импортерами. А наши экспортеры не имеют каких-то рычагов воздействия на тех же российских импортеров, поэтому это, безусловно, накладывает определенные дополнительные обязательства на наших товаропроизводителей, – подчеркнула эксперт. Другая проблема заключается в признании даты совершения импорта – в соответствии с установленными нормативно-правовыми условиями дата совершения импорта – это дата пересечения границ. И здесь, по словам Гульнур Рахматуллиной, товаропроизводители говорят о том, что этот пункт необходимо оптимизировать. Например, признать датой совершения импорта дату оприходывания на складе, потому что те документы, которые выдаются при пересечении границы, предоставляются транспортным компаниям, а экспортеры не имеют этих документов на руках. Поэтому тут тоже необходимо продумать и в большей степени оптимизировать механизм экспортно-импортных поставок. – Сегодня головной болью является налогообложение железнодорожных перевозок по территории Российской Федерации. Российские железные дороги облагают перевозки для казахстанских товаропроизводителей НДС в размере 18 процентов, поэтому казахстанские бизнесмены сегодня платят из своего кармана практически 30 процентов НДС: 18 – российский НДС плюс 12 процентов – казахстанский. Естественно, это сказывается на росте цен на товары, поэтому те договоренности, которые были достигнуты на межгосударственном уровне по созданию условий для свободного движения товаров и услуг, на деле должны выполняться, – добавила аналитик. По ее информации, многие товаропроизводители жалуются на то, что с началом работы ТС возросли затраты на администрирование экспортно-импортных операций. То есть при таможенном оформлении поставок имеет место сильнейшая детализация товаров. Все это приводит к выплате дополнительных сумм для таможенного оформления. Таким образом, излишняя детализация приводит к увеличению добавочных листов, и это бьет по карману. Получается так, что перечисленные административные издержки становятся причиной удорожания продукции казахстанских участников внешнеэкономической деятельности: как импортеров, так и экспортеров. Инфляция в мае 2011 года в годовом выражении превысила 8 процентов в стране и в большей степени на нее влияют продовольственные товары. Все это является следствием того, что некоторые вопросы межгосударственного сотрудничества сегодня так и остаются неотрегулированными. Кроме того, представитель Агентства по исследованию рентабельности инвестиций сказала и о том, что в Казахстане необходимо создать специальный орган по регулированию деятельности малого и среднего бизнеса, опять же в рамках Таможенного союза. Главными задачами данного органа должно стать решение вопросов по устранению административных барьеров для развития МСБ, для создания условий в части повышения его конкурентоспособности и адаптации к новым экономическим условиям, к условиям функционирования Таможенного сюза и формирования Единого экономического пространства с 2012 года. Говоря о влиянии Таможенного союза на казахстанский бизнес, Гульнур Рахматуллина отметила, что отечественный малый и средний бизнес испытывает серьезные проблемы в части того, что доля МСБ сегодня не дотягивает и до 20 процентов в ВВП. – Создание условий для развития предпринимательского сектора в стране – это решение сразу нескольких задач: во-первых, адаптация к новым экономическим условиям, во-вторых, социальные вопросы, создание новых рабочих мест. Поэтому сегодня важнейшим приоритетом в экономической политике Казахстана является осуществление реальной поддержки отечественных товаропроизводителей и создание условий для повышения конкурентоспособности, – уверена специалист. При этом она отметила, что Агентством по исследованию рентабельности инвестиций были проведены прогнозные расчеты по влиянию Таможенного союза на казахстанских товаропроизводителей. По многим видам товаров виден рост производства этих товаров. Исследования говорят о том, что Таможенный союз не окажет столь негативного влияния, и в соответствии с этими расчетами эксперты не увидели, что казахстанский товаропроизводитель умрет и совершенно упадет производство товаров. Однако на повестке дня все же остается главный вопрос, который заключается в том, чтобы повысить конкурентоспособность казахстанского бизнеса в условиях функционирования ТС.
Тамара ВААЛЬ, Астана | |
|