На акции протеста в Мангистауской области заработали все предприимчивые журналисты, политологи, политики всех мастей и окрасов, правозащитники, юристы и другие. Видимо, желание иметь лишнюю денежку слишком велико, коль некоторые пишущие и рассуждающие умы умудрились связать воедино… акции протеста на мангистауских нефтепромыслах и заявленные несколько лет назад властями региона мегапроекты. По их логике, хитроумные чиновники полуострова задумали строить всякие хабы, сити, курорты с дальним прицелом – внедрить в сознание местного обывателя мысли об экономическом сепаратизме: мол, край наш исключителен, как и живущие тут люди, реализуем мегапроекты и будем жить припеваючи, забрав под себя нефтяные вышки, будем вариться в собственном соку в географически отдаленном регионе… Мегауспех мегапроектов не так уж далек
Откуда появилась идея о мегапроекте «Земля – море – небо», реализацией которого сегодня занимается АО «НК «СПК «Каспий»? Зачем аким Мангистауской области Крымбек Кушербаев пять лет назад задумал грандиозное строительство всего и вся, едва успев возглавить регион? Для самопиара? Но, как трезвый политик и хозяйственник, он не мог не понимать, что обстоятельства не стабильны и при постоянно меняющейся современной экономической конъюнктуре не все задуманное будет так, как виделось изначально.
Это сегодня каждый знает, что регион занимает выгодное геоэкономическое месторасположение, что ему предопределено быть центром экономического роста. Во-первых, область граничит с пятью государствами Каспийского региона. Во-вторых, через ее территорию проходят международные транспортные коридоры ТРАСЕКА и Север – Юг, соединяющие Восточную Европу с Центральной Азией и Северную Европу со странами Персидского залива. В-третьих, здесь море, поэтому эти западные ворота Казахстана играют ключевую роль в обеспечении выхода страны на мировые товарные рынки. Но все эти географические преимущества почему-то до последнего десятилетия никем не замечались и не использовались с пользой для экономики страны. Сюда даже поезда и самолеты не каждый день доезжали и долетали! Руководство региона пригласило исследовать возможности полуострова всемирно известных экспертов с отличной репутацией. Выбор пал на японское Агентство международного сотрудничества JICA, составившее генеральный план развития области, предложив ряд проектов по диверсификации и развитию ее конкурентных преимуществ. Из них в данный момент активно реализуется интегрированный инвестиционный мегапроект «Земля – море – небо», ставший притчей во языцех. Проект предусматривает развитие СЭЗ «Морпорт Актау», создание Каспийского энергетического хаба, развитие объектов береговой инфраструктуры; перспективное развитие строительства города Актау, развитие транспортной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения; создание туристской курортной зоны «Кендерли», строительство Каспийского технологического университета, создание новой СЭЗ «Каспий». Неужели родители проекта нагородили планов громадье только лишь из любви ко всему грандиозному и величественному? Основной акцент сделан на СЭЗ «Морпорт Актау» – один из главных инструментов диверсификации региональной экономики. За последние три года территория СЭЗ расширена в 9 раз – с 227 до 2000 гектаров, срок действия продлен до 2028 года. Естественно, режимом СЭЗ предоставляются значительные преференции по налогам и таможенным пошлинам. Нужны ли нам морпорт Актау – универсальный порт, часть таких международных транспортных коридоров, как ТРАСЕКА и Север – Юг, и созданная специальная экономическая зона? Очевидно, что не расширять возможности единственного в стране действующего морского порта было бы нерачительно. Вспомните хотя бы недавний автомобильный бум, когда казахстанцы ринулись в Актау оформлять свои автомобили, привезенные морским путем. Сколько владельцев железных коней, благодаря наличию порта, смогли сэкономить на покупке личных машин? По словам руководителя РГП «Международный морской торговый порт Актау» Берика Уандыкова, на сегодняшний день здесь работают и производят продукцию три предприятия, реализуются еще восемь проектов. Экспертным советом одобрено к реализации еще пять крупных экспортно ориентированных проектов. Для их активизации территория СЭЗ обеспечивается всей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Эти обязательства взяло на себя государство. С 2009 года на эти цели вложено 5 млрд тенге (34 млн долларов США) бюджетных инвестиций. То есть на сегодня территория СЭЗ вполне привлекательна для инвесторов. Наличие одного морпорта для страны хорошо, но несколько – все же лучше. Именно поэтому руководство Мангистау взялось за развитие еще двух морских портов – Курык и Баутино. Например, морпорт Баутино задуман как сервисный порт, ориентированный на создание искусственных островов в казахстанском секторе Каспийского моря. Там уже построена база поддержки морских операций, которые ведутся в северной части шельфа. А вот морпорт Курык будет внешним портом, ориентированным на транспортировку нефтеналивных грузов и обеспечение деятельности заводов по производству металлоконструкций, в перспективе – это самый крупный порт на Каспии. Там же разместится база поддержки морских операций, проводимых в южной и средней части шельфа казахстанского сектора Каспийского моря.
Существует генеральный план развития рабочего поселка и морского порта Курык, разработанный в рамках государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря АО «НК «КазМунайГаз». За последние три года здесь появилось 11 социальных и инфраструктурных объектов, а в развитие вложено почти 5 млрд тенге (33 млн долларов) только бюджетных инвестиций. В морпорту завершено строительство каспийской верфи «Ерсай» мощностью 40 тысяч тонн металлоконструкций, построены и введены в эксплуатацию подстанция и линии электропередачи, газо- и водопроводы. Завершается строительство и автодороги Актау–Курык. Экономическая активность поселка Курык, где еще пять лет назад царили хаос и разруха, возрастет с началом реализации второй фазы проекта «Кашаган», поскольку это позволит создать здесь более 60 тысяч рабочих мест. Эти процессы будут активизированы и с началом работ на блоке Н, месторождении Жемчужина и других. Область находится на перепутье различных дорог, и логично, что в мегапроекте предусмотрено создание новых транзитных коридоров. Уже действует готовый концессионный проект – пассажирский терминал международного аэропорта Актау. – До недавнего времени критики ставили под сомнение целесообразность строительства такого аэропорта в регионе. Хотя лучшим доказательством необходимости воздушных ворот такого уровня для бурно развивающегося региона служат оценки профессионалов: недавно актауский аэропорт признан лучшим в СНГ! – говорит генеральный директор АО «Международный аэропорт Актау» Узифолла Ажмолдаев. – На сегодня по объему пассажироперевозок аэропорт входит в тройку крупнейших в Казахстане наряду с аэропортами городов Астаны и Алматы. К примеру, только в 2010 году через аэропорт Актау было перевезено 585 тысяч пассажиров, и это на 26 процентов больше показателя 2009 года. В октябре будет сдана новая железная дорога Узень – государственная граница с Туркменистаном, которая открывает возможности развития международного транспортного коридора Север–Юг. Реконструируются автомобильные дороги Жетыбай – Жанаозен – граница с Туркменистаном и участок Бейнеу–Актау автомобильной дороги Атырау–Актау. Железнодорожная линия Жезказган–Бейнеу призвана сократить расстояние существующего маршрута ТРАСЕКА по коридору Восток–Запад. Ее участок Бейнеу – Шалкар будет реализован на концессионной основе. Имея под боком море, хорошо бы иметь и свой курорт. Об этом мечтает каждый казахстанец. Именно поэтому развитие туризма стало основной частью мегапроекта. На руку нам играет и продолжительный пляжный сезон (7 месяцев), и высокое качество воды, подтвержденное Международным океанографическим институтом, а также близость к странам, генерирующим основные туристские потоки. В качестве мекки для туристов выбрана местность Кендерли, на которой немецкая компания IPK разработала мастер-план. Здесь будет построено 23 отеля различного уровня с современной инфраструктурой отдыха и развлечений. Будущие кадры уже готовит Мангистауский колледж туризма. Первые 167 специалистов появятся в 2012 году. Что касается строительства Каспийского энергетического хаба, то это первый проект во всем Каспийском регионе, где будут создаваться все необходимые коммерческие, технические, кадровые ресурсы для обеспечения потребностей не только Казахстана, но и всего прикаспийского нефтегазового сектора. Строится и первый микрорайон «Акку» градостроительного проекта «Актау Сити», вызвавшего больше всего споров и скепсиса. Застройщик уже начал возводить первые шесть домов, интеллектуальную школу первого президента и общеобразовательную школу, спортивный комплекс, три детских сада по 280 мест каждый, бизнес-центры и другие объекты, необходимые для полноценного функционирования жилого массива. Откуда же власти намерены привлекать кадры для мегапроекта? Будущие инженеры, технологи, моряки и другие специалисты учатся в Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова. У альма-матер новый современный учебный комплекс, строятся студенческие общежития, спортивные комплексы, планируется начать строительство библиотеки с информационно-вычислительным центром. На базе университета скоро появится центр инжиниринга, который в будущем станет базой внедрения инноваций не только для Казахстана, но и для всех стран Центральной Азии. Параллельно ведется подготовка технических специалистов в 27 колледжах и лицеях области. Таким образом, по мере претворения в жизнь мегапроекта «Земля – море – небо» в регионе появятся постоянные рабочие места, заработные платы и отчисления в бюджет, что немаловажно для нефтеносного региона. Как известно, запасы «черного золота» могут исчерпаться через пару десятков лет. На наш взгляд, на мнения критиков проекта влияет наша привычка получать все быстро и скоро, забывая, что даже Белокаменная не сразу строилась.
Точечные решения застарелых проблем
Сегодня Мангистау – один из ведущих, опорных регионов Казахстана, который вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие и модернизацию страны. С этим практически никто не спорит, хотя еще несколько лет назад мангистаусцы и не мечтали когда-нибудь возглавить рейтинги развития регионов страны. Как уже известно, в рейтинге городов Астаны, Алматы и областей по динамике социально-экономического развития за 2010 год, проведенном администрацией президента, сравнивающем темпы роста сложившегося потенциала областей и показывающем результаты работы акимов за 2010 год, Мангистауская область заняла 1-е место среди 16 регионов. Следом идут Астана, Актюбинская, Южно-Казахстанская и Алматинская области. В рейтинге регионов по уровню социально-экономического развития за 2010 год полуостров занял 3-е место и вошел в первую группу регионов наряду с Астаной, Алматы и Атырауской областью. Однако руководству региона нельзя долго почивать на лаврах. Нерешенных проблем по сей день – воз и маленькая тележка. Взять, к примеру, отсутствие пресной воды. Эта проблема испокон веков для Мангистау – одна из главных. Но, похоже, мечта нескольких поколений жителей региона наконец-то исполнится и сюда придет волжская вода. Как обещают власти, вопрос с централизованным и качественным водообеспечением решится после реализации проектов по реконструкции и расширению водовода Астрахань – Мангышлак и строительству нитки водовода Кигач – Актау. На сегодня компанией «КазТрансОйл» разработано ТЭО проекта. Еще одной головной болью для руководства Мангистау стал перенаселенный город Жанаозен. Благодаря притоку в бывший вахтовый поселок оралманов, здесь нынче проживает 120 тысяч человек. Город нефтяников заметно похорошел за последние два года. На 43 млрд тенге, полученные из бюджета страны на реализацию комплексного плана социально-экономического развития города, обновляются дороги, решаются жилищно-коммунальные вопросы, строятся новые дома, школы, детсады и больницы. Сейчас власти региона пытаются «нарисовать» жанаозенцам совсем другие перспективы, оторвав их от нефтяных качалок.
– Наша задача – сделать город Жанаозен и прилегающие к нему территории точкой экономического роста. К примеру, в октябре будет сдана железная дорога, связывающая нас с Туркменистаном. На все станции и разъезды вдоль стальных магистралей будут проведены вода и газ, а это значит, что там появятся рабочие места, – говорит аким Жанаозена Орак Сарбопеев. – Большие надежды мы связываем с созданием новой СЭЗ «Каспий». В ее состав войдет территория станции Болашак строящейся железной дороги Узень – государственная граница с Туркменистаном в качестве транспортно-логистического центра. По словам акима, будущий сухой порт Болашак будет представлять собой пункт доступа для международного экспорта, импорта и транзитных перевозок контейнерных грузов, а также хранения и обработки потребительских товаров, необходимых для обеспечения стран Европы и Азии. Здесь будет создан современный логистический терминал для мультимодальных перевозок, многофункционального обслуживания посредством перевалки, хранения, обработки товаров. То есть будут созданы возможности для расширения международной торговли. В соответствии с действующим законодательством, как и для всех существующих СЭЗ, здесь будут предоставляться льготные таможенные и налоговые преференции. Терпение и труд все перетрут
Судя по официальной статистике, в регионе проживают 532,5 тысячи человек. Между тем численность населения неуклонно растет, поскольку в регионе самые высокие темпы рождаемости среди всех областей Казахстана и вторые, после столицы республики Астаны, темпы роста населения (порядка 5 процентов ежегодно). К примеру, за последние 5 лет численность населения области возросла в 1,5 раза, в том числе в сельской местности наблюдался рост в 2,5 раза. Естественно, настоящих и будущих жителей надо обеспечить качественными услугами в сферах здравоохранения и образования, создать рабочие места, обеспечить жильем. Большое количество рабочих мест появится и по мере реализации президентской программы индустриализации. В ее рамках, к примеру, в 2010 году создано девять новых производств. В этом году планируется ввод еще 10 новых объектов с созданием 5 тысяч новых рабочих мест, будет продолжена реализация еще пяти проектов. Успехи в сферах здравоохранения и образования уже заметны. В регионе регулярно открываются новые детские сады, школы, больницы и поликлиники. Акцент делается на улучшение специализации врачей и учителей. Вот уже два года подряд мангистауские выпускники показывают самые лучшие результаты по стране по ЕНТ. Об уверенно поднимающейся экономике региона лучше всего говорят факты и цифры. Так, рост инвестиций в основной капитал увеличился в 2 раза, в том числе бюджетных инвестиций более чем в 5 раз. По объему инвестиций на душу населения у региона – второе место по стране. Устойчивая экономическая база области ежегодно подтверждается международным рейтинговым агентством Fitch, которое только за один 2008 год дважды повышало международный рейтинг области, а в 2009–2010 годах подтвердило его на прежних стабильных уровнях. – Безусловно, регион не может развиваться на основе только одной специализации. Поэтому поставлена задача диверсификации экономики, притока прямых инвестиций в несырьевой сектор, что возможно при наличии благоприятного инвестиционного климата в регионе. Результаты от больших проектов мы увидим в скором времени, – считает первый заместитель акима области Аманкелди Айткулов. – Поэтому важно набраться терпения и работать не покладая рук. Сая ЗАГИПОВА, Мангистауская область
| |