27-07-2011
|
| Подъем перед спуском? | Министр нефти и газа РК Сауат Мынбаев объявил о повышении предельных цен на бензин и дизтопливо в ближайшие дни.По его словам, это дело двух-трех дней. Одновременно он пообещал, что на рынке ГСМ будет наведен порядок в связи с недавним принятием закона РК «Об обороте нефтепродуктов». Для этого есть все необходимые рычаги. – В свете повышения цен на нефть Brent и нефтепродукты в Российской Федерации небольшое повышение цен мы ожидаем. На прошлой неделе принят закон, регулирующий цены на нефтепродукты. Это позволит избежать непрогнозируемое скачкообразное «поведение» цен, а также дефицит ГСМ при правильном установлении предельных цен. У нас есть соответствующие санкции, и дисциплина будет налажена быстро. Завтра будет совещание в Министерстве нефти и газа, и я думаю, что мы достаточно быстро договоримся со всеми ресурсодержателями по уровню оптовых цен, – сказал министр. Напомним, что в нынешнем месяце на ряде АЗС республики были самовольно повышены цены на бензин АИ-92 до 112 тенге, тогда как предельный уровень установлен в размере 102 тенге. Владельцы АЗС объяснили это тем, что снижение цен на нефтепродукты делает их бизнес убыточным. Они потребовали от правительства внесения поправок в новый закон «Об обороте нефтепродуктов» и пересмотра методов определения предельных цен на ГСМ. Одновременно министр Мынбаев так уверенно говорил о том, что им удастся достичь договоренностей с поставщиками, что невольно начинаешь сомневаться, реальны ли требования бензиновых королей. С одной стороны, Казахстан и раньше до половины высокооктанового бензина ввозил из России. Там он на 15–20 процентов дороже, чем у нас, не только в рознице, но и, естественно, в опте. В этом году еще и отечественные НПЗ сократили производство этого топлива на 20 процентов. Основание для возникновения дефицита вроде имеется. Однако государство, как в лице самого Министерства нефти и газа, так и опосредованно в лице антимонопольного ведомства, не торопится признавать обоснованность требований розничных реализаторов ГСМ и идти им навстречу. Отчасти эту позицию объясняет принятый закон, который предусматривает значительное сокращение цепочки посредников, видимо, на этот резерв возлагаются определенные надежды в установлении справедливых (не таких завышенных) цен на бензин. И действительно, до сих пор доля нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим положением на рынке нефтепродуктов, в том числе путем установления монопольно высоких цен, ценовой дискриминации, составляет около 25–30 процентов от общего количества нарушений. Казахстанцы помнят «бензиновые» кризисы прошлого и позапрошлого годов. В совокупности антимонопольными органами было возбуждено порядка 40 дел. Но урок оказывался не впрок раз от разу. Розница вынуждена идти за оптом вверх. Однако с некоторых пор первых регулирует государство, тогда как вторые вольны делать, что им вздумается. Навести порядок в их рядах как раз и призван закон «Об обороте нефтепродуктов», подписанный президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым на прошлой неделе.
Алексей ХРАМКОВ, Алматы | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |