В ЮКО продолжается планомерная работа по претворению в жизнь государственной программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», инициированной президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Около 2,2 млрд тенге выделено Южно-Казахстанской области на реализацию программы по обучению и содействию в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения. Немалые средства тратятся на обустройство быта. Причем в этом направлении работа ведется на перспективу, с учетом роста населения области. По оценкам акимата, ежегодно на строительство детских садов, школ и лечебных учреждений необходимо будет тратить около 7 млрд тенге. А взамен Казахстан получит недорогие отечественные овощи и фрукты. Наращивание площадей под сельскохозяйственные культуры здесь идет ударными темпами. Причем основное условие для крестьян всегда одно – использование новых технологий, как экономических, так и технических.
В ЮКО будет сформирована общенациональная база текущих вакантных и прогнозируемых рабочих мест за счет реализации Карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса–2020». Кроме того, в республиканский бюджет планируется заложить дополнительные средства на решение проблемных вопросов по строительству в ЮКО объектов образования и здравоохранения, а также дорог республиканского значения. Около 2,2 млрд тенге выделено Южно-Казахстанской области на реализацию программы по обучению и содействию в трудоустройстве самозанятого, безработного и малообеспеченного населения. Планируется, что в текущем году будет создано 10104 рабочих места, в том числе 4178 постоянных. Кроме того, будет создана база текущих вакантных и прогнозируемых рабочих мест. База данных будет доступна в режиме он-лайн. Госпрограмма занятости разбита на три направления. В ЮКО по первому направлению программы планируется обучить различным востребованным профессиям 2600 человек. Из них две тысячи человек будут три года обучаться в колледжах, остальные – в профлицеях. На данный момент уже подписаны протоколы намерений о создании трех тысяч социальных рабочих мест с 321 работодателем. На эти цели предусмотрено 429 млн тенге. Еще 125,5 млн тенге, по данным областного акимата, предусмотрено на реализацию второго направления программы. В рамках этого направления участники госпрограммы будут обучаться основам предпринимательства, на что заложено 23,2 млн тенге, и в дальнейшем им будут выдаваться микрокредиты – в среднем по одному миллиону тенге. В целом же на микрокредитование предусмотрено около 100 млн тенге. Еще 2 млн тенге планируется выделить на проекты, требующие обустройства инженерно-коммуникационной инфраструктуры. По третьему направлению программы занятости в Шымкенте запланировано строительство 200-квартирного дома. Квартиры будут выделяться жителям населенных пунктов области с низким экономическим потенциалом развития, которые будут трудоустроены в Шымкенте в рамках программы. При этом аким области Аскар Мырзахметов считает целесообразным включить в число переселяемых жителей регионов с высоким уровнем безработицы. В связи с этим на 2012 год формируется заявка на строительство 280-квартирного дома в Шымкенте. От реализации госпрограммы ожидается экономия 34,4 млн тенге бюджетных средств, выделенных на адресную социальную помощь. При этом число ее получателей снизится на 10 тысяч человек, численность безработных уменьшится до 60 тысяч человек, или на 10,3 процента. До 2015 года программой занятости ежегодно будут охвачены 15-18 тысяч человек, уровень бедности снизится с 11 до 8 процентов, а уровень безработицы не будет превышать 5,5 процента.
Проблемы? Решим!
Проблемные вопросы региона аким ЮКО Аскар Мырзахметов озвучил на совещание в Астане, которое прошло очень продуктивно. В частности, речь шла о транспортной артерии, связывающей три района области и по которой идет большой поток грузов, в том числе и к казахстанско-узбекской границе. – Автомобильная дорога республиканского значения А-15 Жетысай – Сарыагаш используется для международных транзитных перевозок, – доложил участникам совещания глава региона. – Она является единственной дорогой, связывающей Махтааральский, Шардаринский и Сарыагашский районы с областным центром и другими регионами области, где проживает более 700 тысяч человек. Ширина проезжей части дороги и путепровода составляет всего 6-7 метров и относится к ІІІ категории дорог. Между тем на сегодняшний день фактическая интенсивность движения – более 25 тысяч автомашин в сутки. Согласно СНиПам, дороги с интенсивностью движения более 7 тысяч автомобилей в сутки должны иметь параметры І технической категории. То есть ширина проезжей части должна быть не менее 18 метров. По словам Аскара Мырзахметова, низкая пропускная способность дороги является основной причиной аварий: за последние пять лет произошло 616 ДТП, в которых погибли 218 человек, 931 получил травмы. Для сравнения, на автомобильной дороге І категории республиканского значения А-2 Ташкент – Шымкент, являющейся продолжением вышеназванной дороги, количество ДТП с начала года в 3 раза меньше. – В настоящее время имеется проектно-сметная документация и госэкспертиза на капитальный ремонт отрезка дороги протяженностью 46 км (174-220) стоимостью 6,5 млрд тенге без учета путепровода, – заявил Аскар Мырзахметов. – Имеется предварительная договоренность с министром транспорта и коммуникаций Бериком Камалиевым о необходимости реализации проекта капитального ремонта в кратчайшие сроки. Для завершения капитального ремонта необходимо предусмотреть на 2012 год из республиканского бюджета 5,5 млрд тенге, а также средства для разработки проекта на расширение путепровода через железную дорогу и на остаток дороги протяженностью 83 км.
Образование и…
Также аким ЮКО затронул и вопросы строительства объектов образования. По его словам, в настоящее время в области имеется 1021 общеобразовательная школа на 451 тысячу ученических мест, из них 524 школы приспособленные, 270 – построенные из саманных блоков. В 2009 году в области насчитывалось 62 школы в аварийном состоянии. В настоящее время проблема 45 из них решена за счет областного бюджета, остальных – за счет республиканского. Но уже к 2011 году в 9 школах выявлено предаварийное состояние. – Не рассчитывая только на трансферты республиканского бюджета, в текущем году за счет бюджета области ведется строительство и реконструкция 43 объектов на 8,1 млрд тенге, в 2012 году планируется ремонт 33 объектов на 8,5 млрд тенге, – заявил Аскар Мырзахметов. – Кроме того, необходимо отметить, если в 2011 году 38,6 тысячи детей окончили школу, то ожидаемое количество детей, идущих в первый класс – более 57 тысяч. Анализ показывает, что за последние годы ежегодный рост числа принимаемых в школу детей составляет около 20 тысяч. К 2015 году этот показатель увеличится на 33 процента, и ожидается рост ученических мест до 662 тысяч. Для покрытия дефицита ученических мест необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию не менее 40 школ. В Министерство образования и науки Республики Казахстан в рамках Программы строительства 200 школ была представлена заявка на выделение 14,4 млрд тенге в 2012 году на строительство 39 объектов (17 переходящих, 22 новых). По семи новым объектам имеется проектно-сметная документация и госэкспертиза, по 15 объектам разработана ПСД, заключение государственной экспертизы будет получено в августе. По предварительным расчетам, в результате оптимизации проектов стоимость снизится с 39,5 до 30,2 млрд тенге, или на 9,3 млрд тенге. Один из приоритетнейших вопросов социального развития – это строительство объектов дошкольного образования. Сейчас в области действует 499 дошкольных организаций, из них 305 – детские сады, 194 – мини-центры. На сегодняшний день количество детей, охваченных дошкольным образованием, составляет 50273 человека, или 36,8 процента. Количество необходимых дополнительно мест, согласно поданным заявлениям, составляет 45866. Для того чтобы выполнить поручение главы государства и довести к 2015 году обеспеченность детей дошкольными учреждениями до 74 процентов, в 2011 году необходимо достижение 50-процентного охвата детей дошкольным воспитанием. Для этого необходимо дополнительно ввести 17280 мест. – Если на строительство детских садов потребовалось бы 24,4 млрд тенге, то при государственно-частном партнерстве на их открытие потребуется 3 млрд тенге, экономия бюджетных средств составит 21,4 миллиарда, – докладывал Аскар Мырзахметов. – Анализ показывает, что если расход на одного ребенка в государственных детских садах в среднем составляет 199,2 тысяч тенге в год, то с привлечением ГЧП – 120 тысяч тенге, с экономией около 80 тысяч тенге. В 2010 году введено всего 176 дошкольных учреждений на 12628 мест, из них частных и в рамках ГЧП – 44 на 3908 мест, или 31 процент. В том числе введено 24 частных садика и мини-центра на 1458 мест, и в рамках ГЧП – 20 детских садов и мини-центров на 2449 мест. За шесть месяцев текущего года введено 79 дошкольных учреждений на 8781 место, из них частных и в рамках ГЧП – 28 на 3408 мест (38,8 процентов). Из них девять частных детских садов и мини-центров на 1795 мест и в рамках ГЧП – 19 детских садов на 1613 мест. В связи с этим аким попросил увеличить объем выделяемых средств на содержание дошкольных учреждений из республиканского бюджета: в 2012 году – до 33660 мест на сумму 5,9 млрд тенге; в 2013 году – до 39935 мест на сумму 7 млрд тенге; в 2014 году – до 44850 мест на сумму 7,9 млрд тенге. Как доложил в ходе совещания аким ЮКО, в рамках программы «Строительство 100 больниц» в области в 2008 году было начато строительство четырех объектов здравоохранения, из республиканского бюджета выделено и освоено 257,3 млн тенге. В связи с секвестрированием средств строительство данных объектов приостановлено. В 2011 году из средств местного бюджета выделено 60 млн тенге на оптимизацию проектов. Проектные работы будут завершены в августе текущего года. В результате оптимизации проектов стоимость снижена с 24,9 до 18,3 млрд тенге, или на 6,6 миллиарда. – Учитывая социальную значимость данных объектов, необходимо на 2012 год предусмотреть средства на продолжение строительства 4 объектов в сумме 4 млрд тенге, – предложил Аскар Мырзахметов. Далее речь зашла о развитии коммуникаций. Для доведения численности населения Шымкента до одного миллиона человек необходимо развивать жилые массивы, а без прокладки сетей водо-, газо- и электроснабжения это невозможно. На сегодняшний день из 40 населенных пунктов города шесть требуют обеспечения питьевой водой, природным газом – 33 и электричеством – 22 населенных пункта. В общей сложности сейчас там проживает более 300 тысяч человек. Кроме того, необходимо строительство новых подстанций и автомобильных дорог. На развитие инженерно-коммуникационных сетей Шымкента в 2010 году из республиканского бюджета (АДС РК) выделено 1,6 млрд тенге, на 2011 год – 1 млрд тенге. А также на развитие объектов водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и теплоснабжения в 2010 году направлено 381,5 млн тенге (в том числе из республиканского бюджета – 309,1 млн тенге, областного бюджета – 72,4 млн тенге), в 2011 году – 3,1 млрд тенге. – На сегодняшний день по 11 объектам разработана проектно-сметная документация на сумму 6,5 млрд тенге, в том числе: три объекта газоснабжения – 693,2 млн тенге; шесть объектов водоснабжения – 1 млрд 917 млн тенге; два объекта автотранспорта – 3 млрд 877 млн тенге, – докладывал Аскар Мырзахметов. – На эти цели из республиканского бюджета необходимо на 2012 год предусмотреть 6,5 млрд тенге. В завершение доклада аким ЮКО затронул вопрос экологической безопасности Шымкента. Дело касалось свинцового завода, который расположен в черте города на площади 116 гектаров. Завод со всех сторон окружен домами частного сектора, поблизости находятся школы и детские сады. – Уровень загрязнения почвы превышает нормы предельно-допустимой концентрации более чем в 100 раз, – заявил Аскар Мырзахметов. – По итогам исследования в почвенном покрове на территории дошкольных учреждений города Шымкента обнаружено до 24900 мг/кг свинца, при действующих нормах 32 мг/кг. Вблизи от свинцового завода наблюдается стойкая тенденция к формированию в крови детей высокой концентрации свинца. У 65 процентов обследованных детей содержание свинца в крови выше нормы. Как следствие, в городе выросло число случаев врожденных аномалий – в 2,5 раза, заболеваний кожи и органов дыхания – в 2 раза, болезней мочеполовой системы – в 1,5 раза выше среднеобластного показателя. В соответствии с нормами действующего гражданского, земельного, административного, экологического законодательства существует два варианта решения проблем свинцового завода: во-первых, принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд в соответствии с Генеральным планом Шымкента, находящимся на последней стадии его рассмотрения в правительстве Республики Казахстан; во-вторых, принудительное изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства и аннулирование разрешения на эмиссию в окружающую среду. Аким области попросил премьер-министра Казахстана и участников совещания поддержать предложения по решению проблемных вопросов, что позволит улучшить социально-экономическое развитие Южно-Казахстанской области. В свою очередь Карим Масимов отметил, что Аскар Мырзахметов представил детально изученный и проработанный доклад по наиболее проблемным вопросам региона. Премьер-министр поддержал все предложения главы Южно-Казахстанской области. И дал поручение республиканской бюджетной комиссии заложить в бюджет средства для области на следующий год. Для изучения ситуации со свинцовым заводом будет создана специальная комиссия во главе с ответственным секретарем Министерства индустрии и торговли Альбертом Рау, которая изучит вопрос возможного вывода завода за пределы области.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент | |