| Замечательный сосед | Видимо, речь идет о совсем нелегком характере этих потомков финно-угорских племен, населявших Волго-Окско-Сурское междуречье во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Впрочем, и наши современники, в чьих жилах течет хотя бы капля мордовской крови, тоже отличаются твердым характером, железной волей и непоколебимой честностью. Чаще всего представители этой народности числятся под общим этнонимом «русский». Скажу больше, многие русскими себя и считают, поскольку бабушки и дедушки редко посвящают внуков в свою родословную. О том, что в моих жилах течет примерно 75 процентов мордовской крови, я узнала лет эдак в двадцать. Мордвой эту народность назвали соседи — русские. А вот самоназваний у них два – мокша и эрзя. Причем делятся они не только территориально (мокша расселена преимущественно в ее западных и южных районах, эрзя – в восточных), но и антропологически. Если эрзя в основном белокуры, широколицы, да и вообще больше взяли от европеоидной расы, то мокшане сухопары, смуглы, с миндалевидными глазами – вылитые монголоиды. Издревле мордвины занимались землепашеством. Не чурались и животноводства. В деревнях и селах мордвы всегда было предостаточно крупного и мелкого рогатого скота. А так как вокруг деревень простирался дремучий лес, то промышляли охотой и бортничеством (пчеловодством). Впрочем, и в современной Мордовии сейчас процветает фермерское хозяйство. Созданы крупные механизированные зерновые хозяйства, развито животноводство на промышленной основе. Есть и многоотраслевая промышленность. А вот предки мордвина-семейчанина Бориса Светышева предпочитали заниматься торговлей. Прадед Бориса Петровича – Дмитрий Антонович Варламов – вместе со всем семейством в 1907 году во время знаменитой Столыпинской реформы переехал из Тамбовской губернии в Томскую. Одна из дочерей Дмитрия Варламова, будущая бабушка Бориса Светышева Феврония, была замужем за купцом Мироедовым. В 1926 году Феврония с мужем и дочерьми переезжают в Семипалатинск. Надежда Федоровна Варламова завещала внучкам семейную реликвию – старинный национальный костюм мокшанки. Основа традиционного женского костюма мордвы – рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой, в которой преобладали красные, черные, синие тона с вкраплениями желтого и зеленого. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), сплошь покрытая вышивкой. Ее надевали девушки в день совершеннолетия и на свадьбу. Верхняя распашная одежда – типа халата из белого холста (у эрзи – руця, у мокши – мышкас, плахон). Мокшанки носили белые холщовые штаны (понкст) длиною до щиколоток. Верхняя одежда – род кафтана (сумань), шубы. Женский костюм дополнялся множеством украшений из металла, бисера, монет, раковин. Специфическое нагрудное украшение – застежка, закалывающая ворот панара (сюлгам). У эрзи она имела форму незамкнутого овала, у мокши была трапециевидной. Своеобразно набедренное украшение эрзянок пулагай (пулай, пулакш, пулокаркс), с богатой вышивкой, позументом, шерстяными кистями, металлическими бляхами. Впервые его надевали в день совершеннолетия. Распространенным головным убором девушек была налобная повязка, вышитая или обшитая бисером и позументом. Старинная обувь – лапти (мокша – карьхть, эрзя – карть) косого плетения. Ноги обертывали белыми и черными онучами. До наших дней полный костюм Надежды Варламовой, к сожалению, не сохранился. Сейчас несколько его элементов хранятся в городском краеведческом музее и литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского. «Мордовские сказки», подаренные маленькому Боре Светышеву в 1959 году Валентиной Мироедовой, были переданы семейским краеведом маленьким ученикам воскресной школы при Воскресенском соборе. По воспоминаниям Бориса Светышева, мордовские сказки очень похожи на русские народные. Есть даже баба-яга со ступой и метлой. – К сожалению, в нашей семье утрачен мордовский язык, – говорит краевед Борис Светышев. – Если прадед и прабабушка прекрасно разговаривали по-мордовски, то я, их прямой потомок, знаю лишь несколько слов. Все дело в том, что мордвины, не имеющие возможности общаться друг с другом, так как живут далеко от исторической родины, постепенно ассимилируются с другими нациями и народностями, забывая свои исконные традиции, язык. Наша задача – сохранить для потомков духовные сокровища культуры, собранные предками. | |
|