| Экспертсовет: Перезагрузка ОДКБ |
Обычно после проведения очередного саммита Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) информационный интерес к этой организации спадает. Но после неформальной встречи в Астане все получилось наоборот. То президент Беларуси Александр Лукашенко вдруг предложил использовать Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ для предотвращения государственных переворотов. То президент России заявил о необходимости трансформации ОДКБ по нескольким направлениям, вплоть до нейтрализации причин возникновения «цветных революций». Но главная проблема заключается в том, что сейчас довольно сложно провести классификацию той или иной формы насильственной смены власти. Как показывает пример Кыргызстана, то, что проигравшие обычно считают государственным переворотом, победившие всегда называют народной революцией. Хотя, возможно, большинство государств – членов данной региональной структуры поддержат идею превращения ОДКБ в главную миротворческую структуру на постсоветском пространстве при условии соблюдения интересов всех ее участников, а не только России, которая уже продемонстрировала свою модель «принуждения к миру» на Кавказе. В то же время можно согласиться с теми экспертами, которые считают, что укрепление военных «мускулов» ОДКБ необходимо в преддверии окончательного ухода международной коалиции, и в первую очередь США, из Афганистана. При этом по афганской проблеме более реалистичным является кооперация усилий ОДКБ и ШОС, а не ОДКБ и НАТО, как предлагает Москва. В свою очередь Узбекистан до сих пор подозревает Россию в использовании КСОР ОДКБ для усиления российского военно-политического влияния в регионе. Неудивительно, что российское предложение поменять модель принятия решений внутри ОДКБ с консенсуса на простое большинство явно было «камнем в огород» Узбекистана, который может окончательно выйти из организации.
Досым САТПАЕВ, политолог | |