| Стратегический запас | На Атырауском НПЗ реализуется инвестиционный и важный проект не только для завода, но и для всего Казахстана. Он направлен на увеличение производства нефтепродуктов с одновременным решением экологических вопросов. Плюсов от этого огромное множество. Уже тот факт, что в период мирового кризиса под атырауский проект выделены средства, говорит о том, что проект высокорентабелен. К слову, к этому приложены немалые усилия со стороны главы государства, правительства и местных властей, поскольку тем самым решается немало вопросов, касающихся привлечения инвестиций. Но самое главное – будет налажен выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, а казахстанцы получат собственный высокооктановый бензин в рамках программы по импортозамещению. В целом на сегодня на Атырауском НПЗ ведется планомерная работа по снижению выбросов, есть конкретные результаты. Работы будут продолжены и все последующие годы. Атырауский НПЗ имеет экономию по защищенным лимитам выбросов. Платежи за загрязнение окружающей среды в текущем году составили около 20 млн тенге против 109 млн тенге в 2008 году.
В прошлом году Казахстан импортировал около 12 процентов высокооктанового бензина. В этом году эта цифра удвоилась. Нельзя забывать и об экологических требованиях, предъявляемых к автомобильному топливу. Как известно, в скором времени наша республика должна внедрить бензиновый стандарт «Евро-4». Следовательно, уже сегодня должна проводиться планомерная работа по очистке бензина, дабы не завозить его извне. Именно этим занялись инвесторы на крупнейшем казахстанском нефтеперерабатывающем заводе в Атырауской области. АНПЗ работает согласно требованиям технологического регламента и на сегодняшний день является единственным в Казахстане способным выпускать моторные топлива, отвечающие стандарту «Евро-2». Это стало возможным благодаря недавней реконструкции завода. В свое время было много противников реконструкции, проведенной во взаимодействии с японскими компаниями. Реализованный в 2006 году первый этап этой работы позволил заменить морально и физически изношенное оборудование, провести коренную модернизацию производственных мощностей с их выведением на современный уровень и производить нефтепродукты с низким содержанием серы. Также это позволило улучшить качество моторного топлива за счет расширения ассортимента нефтепродуктов. Компания стала выпускать автомобильные бензины марок «Регуляр-92», «Премиум-95», «Супер-98» соответствующих требованиям «Евро-2» и имеющим запас качества по основным показателям для продукции «Евро». Кроме того, стало возможным производить также дизельное топливо в соответствии с требованиями «Евро-2,3,4» (зимнее и летнее экологически чистое топливо), низкозастывающее дизельное топливо с температурой застывания минус 35 без применения присадок.
– Главным для нас стало улучшение качества выпускаемой продукции. Впрочем, в последние годы наш коллектив преуспел и в этом. В 2009–2010 годах на заводе стали выпускать промышленными партиями автомобильный бензин марок «Премиум-95» и «Супер-98». У потребителей нет вопросов к качеству моторного топлива, произведенного на АНПЗ. Дизельное топливо соответствует уровню «Евро-3» и «Евро-4», автомобильный бензин отвечает по своим характеристикам уровню «Евро-2» и имеет улучшенные экологические показатели. В этих нефтепродуктах содержание серы составляет менее 0,1 процента. А это, как могут подтвердить специалисты, очень хороший показатель, – рассказывает генеральный директор Атырауского НПЗ Талгат Байтазиев. Сейчас завод работает над дальнейшим улучшением качества производимой продукции. Заводчане с гордостью констатируют, что доля выработки высокооктанового бензина в общем производстве бензина составляет более 37 процентов. Для предприятия, построенного в 1945 году, это хороший показатель. На заводе успешно действует сертифицированная лаборатория, оснащенная всем необходимым оборудованием для проведения испытаний по качеству топлива уровня «Евро». С целью обеспечения объема производства топлива для реактивных двигателей марки ТС-1 до 200 тысяч тонн в год дополнительно к объему выпускаемого прямогонного реактивного топлива марки ТС-1 освоено производство смесевого топлива с вовлечением керосина с комбинированной установки гидроочистки бензина и дизельного топлива. Атыраускому НПЗ несвойственно жить только настоящим. Как любят здесь говорить, завод работает на перспективу. С августа 2008 года на предприятии начата реализация инвестиционного проекта «Реконструкция вакуумного блока установки ЭЛОУ-АВТ-3 и установки замедленного коксования на Атырауском НПЗ», который завершится в ближайшее время. Этот важный не только для завода, но и всего Казахстана проект направлен на увеличение производства нефтепродуктов с одновременным решением экологических вопросов. После реконструкции установки замедленного коксования глубина переработки нефти на предприятии впервые со дня его существования достигнет 68 процентов. – До 2015 года на предприятии будут реализованы два крупнейших проекта: строительство комплекса ароматических углеводородов, в основу которого входит установка каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора мощностью 1 миллион тонн нефти в год, а также возведение комплекса глубокой переработки нефти путем переработки вакуумного газойля, тяжелого газойля и не менее 40 процента мазута атмосферной перегонки, – говорит Талгат Байтазиев.
Остается добавить, что Атырауский нефтеперерабатывающий завод работает согласно выработанной концепции развития. Все разработанные программы по улучшению деятельности предприятия реализуются строго в обусловленные сроки. На автоматизированные системы управления технологическими процессами (без непосредственного контакта операторов с оборудованием) переведены 8 из 11 технологических установок. Установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-3 переведена на автоматизированную систему управления. Произошло это в этом году и, что особенно приятно отметить, все работы проведены руками казахстанских специалистов. Перевод установок замедленного коксования и прокалки нефтяного кокса запланирован на следующий год. Сейчас на заводе завершается капитальный ремонт технологических установок, большинство из которых уже переведены на двухгодичный ремонтный цикл с сокращением затрат на производство (больше средств будет направляться на модернизацию). Одновременно сократится объем повторной переработки и вынужденных технологических потерь. Экономятся энергоресурсы на повторную переработку некондиционных продуктов, достигается значительный эффект по экологии. В планах – запустить попутное производство, которое способствовало бы переработке отходов очистки топлива. На Атырауском нефтеперерабатывающем заводе начато строительство комплекса по производству ароматических углеводородов, то есть бензола и параксиола. Практическая реализация инвестпроекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов» началась 1 октября 2010 года. Сейчас специалисты занимаются проектно-изыскательскими работами. На недавно проведенном совещании с участием АО «НК «КазМунайГаз» было подписано соглашение о переуступке лицензионных прав, заключенное между ТОО «АНПЗ» и компанией Sinopec Engineering, уже вступившее в силу. Французская компания-лицензиар Axens подтвердила переуступку лицензионных прав от ТОО «АНПЗ» к компании Sinopec Engineering.
Стоимость контракта составила 1 млрд 40 млн долларов США. Между Банком развития Казахстана и Атырауским нефтеперерабатывающим заводом было подписано кредитное соглашение. Комплекс по производству ароматических углеводородов – это в дополнение к решению основной задачи еще и экологический проект, эффект от которого очень быстро почувствует весь западный регион. Уже первая фаза реализации проекта позволит сократить выбросы от автотранспорта бензольных соединений на 36 тысяч тонн в год. Через четыре года АНПЗ будет покрывать 35 процентов потребности страны в «чистом» высокооктановом бензине. И тут, как говорят специалисты завода, тоже все логично. Время диктует новые требования: завод должен перестать заниматься устаревшим и примитивным производством и перейти в разряд высокотехнологичных компаний, встав в один ряд с аналогичными предприятиями всего мира. Параксилол – это ароматический углеводород, относится к ряду производных бензола. Он используется в качестве сырья для выпуска огромного ассортимента нефтехимической продукции. В частности, для получения капронов, параксилолов с последующим получением пластмасс, красителей, сельскохозяйственных ядохимикатов и так далее. Мировые объемы производства параксилола составляют более 26 млн тонн в год. Основная часть специализированных предприятий расположена в странах Азии (Япония, Южная Корея, Сингапур). В сравнительно небольших объемах параксилол также производится в США, Канаде, Западной Европе. То есть в высокоразвитых странах мира, где действуют жесткие стандарты по качеству автомобильного топлива.
Главные производители ароматических углеводородов в мире – крупнейшие компании, в их числе: British Petroleum, Exxon Mobil Chemical, Chevron Philips Chemical, Mitsubishi Chemical, Polimeri Europa, Reliance Industries, Shanghai Petrochemical, Teijin. В элиту производителей ароматических углеводородов попасть не так просто – технологии очень дорогие и не всем доступны. Планируется строительство установки риформинга бензинов с блоком извлечения бензола и установок по производству ароматических углеводородов и в Атырау. Схема очень гибкая и позволяет получать либо максимально высокооктановый бензин (по стандартам не ниже «Евро-4»), либо получать дополнительно до 136 тысяч тонн бензола и до 496 тысяч тонн параксилолов. Другими словами, те канцерогенные вещества, которые мы сегодня вдыхаем вместе с выхлопными газами автомобилей, будут выделены отдельно в виде сырья нефтехимии. Для производства ароматических углеводородов выбран портфель технологий ParamaX. Компании Axens и Exxon Mobil Chemical образовали альянс для предоставления технологий производства параксилола на новых комплексах по всему миру. Технология Morphylane компании Uhde также входит в этот портфель. Первоначально для реализации данного проекта, что называется, по старой памяти обратились к японцам. Однако японская сторона слишком высоко оценила риски собственных инвестиций в период кризиса и запросила сильно завышенную цену. Поэтому в качестве альтернативы выступила хорошо известная многим казахстанцам китайская компания «Синопек инжиниринг». Кроме ценового преимущества, получился существенный выигрыш в сроках – 39 против 54 месяцев. Надо сказать, что у большинства казахстанцев сложилось превратное отношение ко всему китайскому. Неудивительно на этом фоне, что атыраусцы резко отрицательно отреагировали на то, что проектом займутся специалисты из КНР. А между тем плюсов от такого сотрудничества огромное множество. Во-первых, строитель одновременно выступает и в качестве клиента. Китайская сторона заинтересована в закупке целевой продукции на долгосрочной основе. Во-вторых, то, что в период мирового кризиса под атырауский проект выделены средства, говорит о том, что проект высокорентабелен. К слову сказать, к этому приложены немалые усилия со стороны главы государства, правительства и местных властей, поскольку тем самым решается немало вопросов, касающихся привлечения инвестиций. Но самое главное – будет налажен выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, а казахстанцы получат собственный высокооктановый бензин в рамках программы по импортозамещению.
В целом на сегодня на Атырауском НПЗ ведется планомерная работа по снижению выбросов, есть конкретные результаты. Работы будут продолжены и в последующие годы. Атырауский НПЗ имеет экономию по защищенным лимитам выбросов. Платежи за загрязнение окружающей среды в текущем году составили около 20 млн тенге против 109 млн тенге в 2008 году. Реализация инвестиционного проекта «Строительство комплекса по производству ароматических углеводородов на базе Атырауского НПЗ» необходима для создания в Республике Казахстан первого нефтехимического производства по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Внедрение высоких технологий мирового уровня приведет к развитию научно-технического и экономического потенциала Казахстана.
Подготовил Алексей ХРАМКОВ, Алматы
| |
|