| Инновации в действии | Многолетний опыт работы в журналистике приучил ассоциировать слово «завод» с прокопченными стенами, замасленным полом, рабочими в грязных робах, телегами, нагруженными непонятными деталями, железной стружкой по углам, довоенными токарными станками и непрерывными вспышками электросварки. Каково же было наше удивление, когда, посетив все без исключения цеха АО «Уральскагрореммаш» (Западно-Казахстанская область), ничего этого обнаружено не было. Идеальная чистота, белый кафельный пол, выкрашенные стены, а вместо допотопных станков – непонятного предназначения машины с неизменно мерцающими экранами компьютерного управления процессами. Вот что называется инновацией. Но и это еще далеко не все впечатления, которые мы получили на уральском заводе.
В Казахстане особое внимание уделяют развитию промышленности. Модернизация предприятий – на первом плане. Чтобы создавать конкурентоспособную продукцию, надо работать по международным стандартам. А это возможно только на современном оборудовании. Для этого в Казахстане была разработана государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). Завод «Уральскагрореммаш» можно считать одним из ярчайших подтверждений эволюции казахстанских промышленных предприятий за счет этой программы. Здесь производят пожарные автоцистерны и другую спецтехнику с помощью современных компьютерных технологий. Всего несколько лет назад рабочие завода могли об этом только мечтать.
Из прошлого в настоящее
«Уральскагрореммаш» (ранее – Уральский ремонтный завод) был основан в 1955 году. Тогда на завод возлагали большие надежды и ответственность. Он снабжал спецтехникой практически весь Советский Союз. Ежегодно во все города и веси направляли собранные на казахстанском заводе бензовозы и прочую спецтехнику, исчисляемые сотнями единиц. Предприятие работало успешно и качественно, за что было награждено в свое время одной из престижнейших наград советской эпохи – Орденом Ленина. Спутал карты развал Союза. Предприятие утратило большую часть торговых связей. Да и покупать новую спецтехнику тогда могли позволить себе далеко не многие. Тем не менее завод не торопились закрывать. В 1993 году он был преобразован в акционерное общество. Долгие годы на заводе работали скорее по привычке, нежели в угоду спросу на рынке. Лишь когда Казахстан как независимое государство прочно встал на ноги, «Уральскагрореммаш» будто заново родился. В 2000 году здесь освоили производство пожарных машин, соответствующих всем современным требованиям. Не тех советских водовозов с лестницей на крыше, а настоящих «железных богатырей», снабженных всеми необходимыми приспособлениями, на базе шасси российского автомобиля КамАЗ. И, надо сказать, инициатива была оценена по достоинству. Местная техника для казахстанских пожарных оказалась более доступной по ценовым параметрам, нежели ее российские аналоги. А потому дела предприятия очень быстро пошли в гору.
Уже в 2002 году завод сертифицировался по международной системе менеджмента качества ISO 9001:2000, что стало очередным подтверждением высоких стандартов управления на предприятии. Причем только на пожарных автомашинах останавливаться на заводе не собираются. В планах – освоить производство всех видов спецтехники для работы на улицах казахстанских городов и поселков в любое время года. Работа на перспективу
В рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития в текущем году на «Уральскагрореммаше» реализуется еще один проект – организация совместного производства автоспецтехники на базе автомобилей МАЗ. Почему именно МАЗ, нам объяснил президент президент АО «Уральскагрореммаш» Гимран Бисенов. – Изначально мы пытались работать с шасси ЗИЛа, – рассказывает Гимран Бисенов. – Но вышло так, что мы несколько лет подряд срывали сроки выполнения контрактов из-за них. ЗИЛ несвоевременно поставлял шасси, а потом и вовсе обанкротился и закрылся. В настоящее время мы сотрудничаем с Минским автомобильным заводом (Беларусь), который выстроил модификационную линейку автомашин МАЗ с такой же грузоподъемностью, как и ЗИЛ, – пять тонн. Кроме того, на основе шасси МАЗ машины достаточно поворотливы в сравнении с КамАЗом, что в условиях города немаловажно. Особенность новой модификации поливомоечной машины на базе автомобиля МАЗ – абсолютная универсальность. Она приспособлена для поливки улиц, подметания асфальта, чистки снега и даже для пожаротушения. Автомашина снабжена цистерной вместимостью 4 тонны воды и тридцатиметровыми «рукавами», которые при необходимости могут быть использованы для тушения пожаров низкой и средней степени сложности.
Сейчас на заводе собирают первый опытный образец поливомоечной машины с дополнительной функцией тушения пожаров. Ее разработали ведущие инженеры-конструкторы завода Виктор Рыбалко и Малик Жарлиганов. – Через две-три недели мы планируем закончить и презентовать новую поливомоечную машину, – сообщил глава предприятия Гимран Бисенов. – Нам дали задание разработать машину, которая будет выполнять много функций: очищать дороги от снега и грязи, мыть дороги и бордюры, поливать зеленые насаждения и клумбы и при необходимости производить тушение очагов возгорания. Наши инженеры-конструкторы поработали над этой идеей, и сегодня в стадии изготовления первая модель такой техники. После прохождения испытаний приступят к серийному производству. Первый заказ у завода уже есть – акимат Западно-Казахстанской области заказал несколько таких автомашин. На заводе не сомневаются, что доверие оправдают, их машины покажут, на что способны, долгой и качественной работой. На заводе уже разработан стратегический план по расширению рынка после выпуска первой спецмашины с установкой для пожаротушения. В частности, собран презентационный материал для семинара, на который пригласят гостей из соседних областей западного региона страны. По словам Гимрана Бисенова, особенно востребованы такие машины будут в сельских регионах страны и райцентрах в силу своей универсальности. Как ни странно, но именно благодаря мировому финансовому кризису во многих поселках и небольших городках теперь есть новые дороги и площади, которые нужно очищать от снега и грязи. А тема степных пожаров и пожаров на селе актуальна вдвойне. Добровольные отряды помощников пожарных есть в каждом районе, но у них есть сложность во время пожаротушения – подвоз воды. С вводом новой спецтехники районы могут получить реальное подкрепление для борьбы с пожарами.
Об аналогах таких машин в Казахстане уральские производители пока не слышали. Поэтому есть основания утверждать, что в казахстанском Приуралье создали практичную и серьезную разработку, которая будет очень востребована на внутреннем коммунальном рынке. – Мы хотим специализироваться на данном сегменте выпуска спецтехники, – говорит руководитель предприятия. – Проектная мощность нашего предприятия – 500 автомашин в год. Из 500 млн тенге по проекту мы уже освоили 273 миллиона.
«Вечные» детали
В 2003 году на «Уральскагрореммаше» ввели в эксплуатацию цех горячего цинкования. Но техника и оборудование имеют свойство устаревать морально и физически. В 2010 году в рамках программы ФИИР цех модернизировали. Теперь в Уральске цинкуют самые различные металлоконструкции, в основном для предприятий нефтегазового сектора, работающих на Каспийском месторождении. – Там агрессивная среда: морская соль и прочее, – поясняет руководитель завода. – Поэтому для них оцинковка изделий является обязательным требованием. Помимо этого мы цинкуем и свою продукцию: к примеру, весь каркас и другие детали пожарной автоцистерны с целью повышения качества и долговечности. Процесс оцинковки происходит в специальной ванне. Длина ее составляет семь метров, глубина – два метра, ширина – 1,2 метра. Производительность впечатляет – три тонны в час. Эту ванну изготовила немецкая фирма «Пиллинг», а оборудование – горелки, автоматику и прочее – итальянская фирма «Бизол». – Особенность итальянской фирмы в том, что она использует свое ноу-хау, – поясняет Гимран Сагинович. – Оно заключается в 960 микрогорелках, которые греют ванну в три яруса по всему объему. Так достигается равномерность разогрева ванны, что значительно влияет на качество наносимого цинкового покрытия. Оцинковку изделий проводят в строгом соответствии с техническими требованиями процедуры горячего цинкования, где они проходят все стадии подготовки поверхности к нанесению покрытия: обезжиривания, травления кислотой, промывки в воде, флюсования и сушки. На этапе цинкования металлоконструкции полностью погружают в ванну, заполненную расплавленным цинком с постоянной температурой 450 градусов по Цельсию. После оцинковки контролер тщательно проверяет каждый сантиметр металлических изделий – оцинковка должна быть определенной толщины и радовать глаз. Тогда работа считается выполненной без брака.
Труд по-новому
Это раньше рабочие корпели у станка, часами вытачивая, на первый взгляд, самые обыкновенные детали. К примеру, для изготовления металлического фланца или фигурной шайбы требовались усилия токаря, резчика и фрезеровщика. Уходило на это в среднем до 3 минут на одну единицу продукции. Такая работа требовала точности и глазомера. Качественно она могла быть выполнена только высококвалифицированными рабочими. Сейчас же на «Уральскагрореммаше» благодаря современному оборудованию ту же самую работу может выполнять один человек, причем за гораздо меньший промежуток времени. – Мы провели модернизацию и техническое переоснащение завода, которые включают и замену оборудования, – говорит Гимран Бисенов. – Приобрели комплекс оборудования для лазерного раскроя металла толщиной до 20 миллиметров. Также приобрели комплекс плазменного раскроя, который позволяет нам производить резку металла толщиной до 100 миллиметров, – отмечает руководитель предприятия.
Нам воочию удалось убедиться, насколько легко и высокотехнологично работает это оборудование. В специальную машину, снабженную смотровыми окнами, загружается толстый лист металла площадью около 5 кв.м. За всем здесь следит компьютер. Достаточно лишь заложить программу и вся работа будет сделана с нечеловеческой точностью. Лазерный бегунок внутри машины с точностью до сотых долей миллиметра нарежет все нужные детали без швов. Не потребуется даже дополнительной обработки. – Мы приобрели ряд самых современных листогибочных комплексов, – продолжает рассказ о новинках производства Гимран Сагинович. – В том числе четырехвалковый листогибочный станок с числовым программным управлением. Оператор задает чертеж на компьютере, все остальное делает техника. Гибка сложных деталей различной длины – до шести метров – и форм – эллипса, конуса и других, теперь для нас не проблема. На новом оборудовании работа скорее не тяжкий физический труд, а интеллектуальная деятельность. Морально устаревшее сварочное оборудование на уральском заводе тоже заменили на самое современное. Поменяли и парк металлорежущих и кузнечно-прессовых станков. – Мы ставим новое оборудование, но и старое не выкидываем. Пусть стоит все, что еще хорошо работает, – считает руководитель предприятия. – С помощью такого современного оборудования мы можем выпускать всю гамму необходимой для потребителя спецтехники: пожарные машины, автотопливозаправщики различных емкостей, поливомоечные машины, водовозы, вакуумные машины и так далее.
Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ, Алексей ХРАМКОВ, Уральск
комментарий
Гимран БИСЕНОВ, президент АО «Уральскагрореммаш»: – Благодаря поддержке государства мы получили средства на модернизацию предприятия с выгодными для нас схемами кредитования. Уже сегодня мы используем самое современное на постсоветском пространстве оборудование, которое позволяет производить высококачественную технику, соответствующую международным стандартам. Порадовало внедрение трехгодичного бюджета страны. Раньше не приходилось строить серьезные планы – финансирование определяли лишь на год. Теперь есть определенная стабильность как у заказчика, так и у производственников. В прошлом году мы выполнили заказ для Министерства по чрезвычайным ситуациям Казахстана, в этом году получены заказы еще на более чем 50 пожарных автоцистерн. Но существует и ряд проблем. Это и поздние сроки проведения тендеров, и сжатые сроки изготовления, и проблемы с поставками комплектующих. Но все проблемы постепенно решаются, и это радует. Уже сегодня новые молодые кадры и прежние заводчане связывают свое будущее с нашим заводом. У них появилась реальная возможность работать на инновационном предприятии с передовыми технологиями в отремонтированных светлых, чистых и хорошо отапливаемых цехах на новом современном оборудовании. Что касается экспорта, пока мы об этом не задумываемся. Сначала мы намерены насытить местный казахстанский рынок. Для этого понадобится несколько лет. Уже затем будем вплотную заниматься экспортными поставками.
| |
|