На фоне партийной суеты в преддверии предстоящих парламентских выборов в «политическую тень» отошли выборы в маслихаты, которые, объективности ради, и раньше не вызывали повышенного общественного интереса.Хотя для внешнего наблюдателя это выглядело бы немного странно, учитывая, что, по логике вещей, маслихаты географически и функционально должны быть гораздо ближе рядовому гражданину, чем высший законодательный орган власти. К тому же, в отличие от парламентских выборов, где главенствуют партийные списки, конкуренция за места в маслихаты более персонифицирована и кандидаты-самовыдвиженцы нередко бросали вызов представителям тех или иных партий. Поэтому нередким было явление, когда в каком-либо избирательном округе за место депутата маслихата разгоралась нешуточная борьба. При этом мотивация участия у кандидатов могла быть совершенно разной. Одни еще не доросли до более высоких кабинетов, поэтому видят в маслихате трамплин для прыжка куда-нибудь повыше в будущем. Другие пытаются провести собственный ребрендинг, придя к осознанию того, что заработанные капиталы лучше сохраняются, если ты ближе к власти, даже на низовом уровне. Третьи, наоборот, рассчитывают стать бизнесменами за счет доступа к распределению ресурсов. Четвертые, так называемые «старожилы», греют маслихатовское место уже не первый созыв, в основном представляя местную региональную элиту. И лишь пятые вполне искренне надеются использовать депутатство для развития своего района, города или области.
В то же самое время, с точки зрения партийного представительства, в подавляющем большинстве маслихатов в основном доминируют члены НДП «Нур Отан». Учитывая, что и руководители местных исполнительных органов власти тоже входят в эту партию, политическая связка маслихатов и акиматов традиционно тесная. Это, кстати, объясняет довольно низкий уровень конфликтности в отношениях между двумя этими структурами власти. Но отсутствие конфликтности – еще не признак высокой эффективности как в работе маслихатов, так и акиматов, которые несут существенную долю ответственности по двум направлениям. Первое – это реализация и контроль за республиканскими и местными программами социально-экономического развития. Второе – снижение протестных настроений в обществе, в том числе за счет результативности первого направления. Здесь главное – избежать ситуации, когда до Астаны далеко, а до местного начальства еще дальше. Чтобы этого не произошло, в маслихатах должна доминировать упомянутая пятая категория кандидатов. Хотя самым оптимальным вариантом было бы принятие закона «О местном самоуправлении», что модернизирует существующую систему местной представительной власти.
Досым САТПАЕВ, политолог | |