| Транспортный коллапс | Вероятнее всего, в упадке она уже давно. Об этом свидетельствуют гонки автобусов на дорогах, неадекватные водители, полуразвалившийся транспорт, который перевозит больше пассажиров, чем может в себя вместить, непродуманные маршруты движения и многое другое.Однако оптимистичные алматинцы, пользующиеся общественным транспортом каждый день, продолжают верить в лучшее и надеяться, что власти города наведут порядок на дорогах. Между тем акимат Алматы готовит ряд проектов, которые пока не нашли воплощения в реальности, но претендуют на это. Так, в настоящее время НИИ транспорта и коммуникаций проводит анализ маршрутной сети города с целью оптимизации дорожно-транспортной сети мегаполиса. В основные задачи исследований входят анализ существующей маршрутной сети и изучение пассажиропотоков; разработка рекомендаций по оптимизации маршрутной сети; обследование инфраструктуры общественного транспорта; разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию инфраструктуры общественного транспорта и многое другое. Вице-президент НИИ транспорта и коммуникаций Александр Богданчиков в недавней онлайн-конференции проинформировал население о том, как, вероятно, изменятся транспортные потоки в городе. Самый наболевший для алматинцев вопрос – автобусные пассажироперевозки. На грубую езду с нарушением правил дорожного движения пассажиры, как правило, реагируют фразой: «Не дрова же везете!» А в ответ от водителя слышат: «Что загрузил, то и везу!» Понимать следует в меру собственной испорченности, но контекст фразы ясен. Между тем на сегодняшний день навести порядок в этой системе фактически невозможно, поскольку перевозку осуществляют частные автопарки, а не муниципальные. А для перевозчика, как для всякого бизнесмена, важна прибыль. Все остальное – второстепенно, а значит, маловажно. Перевозчики воспринимают в штыки любую попытку властей вмешаться в их деятельность. В качестве примера можно привести одну из последних инициатив акимата – возрождение автоматической системы контроля диспетчеризации пассажирских перевозок. – В прошлом году эта система была создана. Это спутниковая система. Сейчас она активно обкатывается. Если все получится, мы будем иметь отличный контроль за автобусами на линии. Есть масса автобусов, которые нужно оснастить, и что уж говорить – частники стараются увильнуть от этого. Здесь идет борьба за порядок в системе. Но я думаю, в ближайшее время эта система заработает, – сообщил вице-президент НИИ транспорта и коммуникаций Александр Богданчиков. Но у медали есть и другая сторона. Оказывается, перевозчикам тоже несладко. Сегодня в Алматы работает до полутора тысяч автобусов в автобусной сети, в советское время автобусов на весь город было около 1200. – Нет достаточного количества автобусов и водителей тоже не хватает. Автопарки сегодня не в состоянии обслуживать дневные маршруты в полном объеме. А население увеличилось на полмиллиона жителей как минимум. Также нам нужно построить около 370 остановок, 1140 нужно реконструировать, – отметил эксперт. Итак, в Алматы планируется вводить новые автобусные маршруты. Предположительно, общее количество маршрутов будет увеличено примерно на 25 процентов с целью оптимизации дорожно-транспортной сети мегаполиса. В связи с введением в эксплуатацию метро претерпят изменения существующие маршруты (например, маршруты, следующие по проспектам Абая и Фурманова). Будет сокращено количество дублирующих маршрутов и увеличено число маршрутов, которые свяжут новые городские окраины с центром города. – Метро – это емкая система перевозки пассажиров. Но у нас, к сожалению, очень короткое метро и таких пассажиропотоков, на которые, по идее, рассчитано метро, у нас нет. Поэтому мы для того, чтобы народ передвигался на метро, к станциям подводим маршруты. Я бы не хотел сейчас называть конкретные маршруты, чтобы избежать какой-то неоправданной негативной реакции от перевозчиков. На конечных остановках будут обрываться некоторые автобусные маршруты. По Абая останется один магистральный маршрут. Параллельно будет заложен троллейбусный магистральный маршрут. Но таких 5–6 маршрутов, которые, как сейчас, ходят по всей длине Абая, не будет, – рассказал Александр Богданчиков. В настоящее время Международный аэропорт Алматы и акимат города решают вопрос создания автобусного маршрута, который обязательно подходил бы прямо к терминалу. То же касается железнодорожных вокзалов. – В готовящемся проекте есть рекомен дации выделить обособленные полосы для общественного транспорта. Это касается, например, улиц Желтоксан и Наурызбай батыра, они односторонние, там можно делать выделенную полосу. Улица Тимирязева – она достаточно загружена общественным транспортом. Там тоже можно делать выделенную полосу, – пояснил Александр Богданчиков. В рамках проекта рекомендовано все же делать ставку на развитие экологически чистого транспорта – троллейбусов и трамваев. Для этого необходимо, в частности, реконструировать 60 км трамвайных путей, проложенных по городу. – Есть проект строительства ЛРТ – это тот же легкий рельсовый транспорт, современный трамвай. По городу это, скорее всего, будет обычный трамвай – с выделенной полосой, с приоритетным регулированием на перекрестках. А когда эта линия выходит за пределы города – в сторону Каскелена, в сторону Талгара, там будет уже то, что в Европе называется ЛРТ: то есть большие массы пассажиров перевозятся на большие расстояния. Когда это будет сделано по современным технологиям, тогда не будет никаких проблем по взаимодействию ЛРТ и автомобильного транспорта. Но для реализации этого плана нет инвестора. А проект достаточно капиталоемкий, – сообщил Александр Богданчиков. Однако с образом монорельса в Алматы стоит распрощаться. По словам специалиста, «данная транспортная технология хорошо работает в южных странах и не очень в странах резко континентального климата». – Что касается станций метро, я знаю, что запланировано строительство двух станций. Первая – в районе Абая – Тлендиева. Вторая станция будет между Тургут Озала и Алтынсарина. То есть вторая очередь строительства метро – по Абая до Калкамана. И третья очередь – это от станции «Райымбек» до Алматы I. Скорость строительства зависит от финансов, это понятно. У нас есть печальный опыт строительства первой очереди, – проинформировал он. Также акимат работает над обновлением системы оплаты проезда. Между тем горожане выдвигают свои предложения и требования, среди которых такие, как внедрение единого проездного билета на различные периоды времени (день, месяц, квартал, год – чем короче период, тем дороже поездка), проводить периодические аттестации водителей автобусов на знание ПДД, убрать из автопарков автобусы с номерами х или h, а на работу водителем нанимать только алматинцев, при разработке маршрутов руководствоваться не вопросами прибыльности, а комфортом людей, создать несколько ночных маршрутов, добавить улицы с односторонним движением, выделить полосу движения для автобусов на основных магистралях, внедрить автобусы большой вместимости, на остановках под асфальтом установить датчики движения автобусов и прочее.
Алина БЕКИРОВА, Алматы | |
|