| Вопросы и ответы | Оказывается, казахстанцы должны не ругать Агентство по регулированию естественных монополий за апрельское повышение цен на нефтепродукты, а напротив, благодарить.Как вчера в ходе правительственного часа в мажилисе признался глава антимонопольного ведомства Мурат Оспанов, цены на ГСМ могли вырасти больше, чем на 5–6 процентов. По его словам, повышение цен связано с тем, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы не могут в полной мере обеспечить внутренний рынок высокооктановым бензином и горючее завозится из Российской Федерации. И если Казахстан будет сдерживать цены, то это приведет к дефициту и социальному напряжению в обществе. При этом депутаты с таким мнением не согласны, они предлагают свои, альтернативные варианты, в частности перестать быть АРЕМу «обыкновенным калькулятором» и начинать работать самостоятельно, без привязки к данным, которые предоставляет Министерство нефти и газа.
Вопросы стоимости ГСМ и авиабилетов волновали вчера депутатов мажилиса – перед ними выступал председатель Агентства по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов. Особо остро мажилисмены реагируют на то, что национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» увеличила тарифы на билеты на 16 процентов. Однако председатель агентства заверил, что авиакомпания еще может снизить цены, но при условии, что будут снижены цены на авиакеросин. – С 5 апреля в целях компенсации роста цен на авиационный керосин АО «Эйр Астана» ввело топливный сбор, который привел к повышению цен на авиабилеты на внутренних рейсах в среднем на 16 процентов. Если цена на авиатопливо станет меньше и отраслевое министерство увеличит объемы переработки, то АРЕМ вернется к вопросу снижения этой цены, – сказал Оспанов. Глава АРЕМа пояснил депутатам, что при рассмотрении заявки «Эйр Астаны» было принято во внимание только изменение цены на авиакеросин, а она поднялась с 65 тысяч в прошлом году до 185 тысяч тенге. При этом он напомнил, что в 2011 году законодательно отменено государственное регулирование цен на авиационный керосин. – Надо сказать, что в августе прошлого года именно авиакеросин был выведен из перечня регулируемых видов ГСМ. Если мы будем регулировать, мы просто создадим дефицит авиакеросина, так как больше половины его импортируется. При рассмотрении уведомления «Эйр Астаны» мы все-таки учли то, что у них сейчас объемы выросли и часть авиакеросина перешла на другие затраты, – пояснил Мурат Оспанов. Кроме того, по его словам, сегодня «Эйр Астана» предлагает на законодательной основе вывести топливный сбор из общих затрат, и рассматривать его при изменении цены на авиакеросин. При этом предлагается не рассматривать текущие затраты. Затронули депутаты и вопросы повышения цен на ГСМ. Как известно, с первого апреля АРЕМ установило новые предельные цены на бензин марок АИ-80, АИ-92, -93 и на дизельное топливо. Но, как заверил глава антимонопольного ведомства, это повышение могло быть и больше. Так что, видимо, этому факту автолюбителям нужно радоваться. – Восьмого апреля нами был дан приказ на повышение стоимости в среднем на 5–6 процентов, он был согласован с Министерством нефти и газа и МЭРТ. Надо сказать, что нашим агентством приказ определяется в соответствии с большой и сложной формулой и составляющую производную этой формулы нам передает Миннефти и газа. По его данным, цена, конечно, должна была быть гораздо больше, но в связи с тем, что при экспертизе всех этих производных и составляющих формулы некоторые данные подтверждения своего не нашли, рост составил 5–6 процентов, – признался Оспанов. При этом он отметил, что три казахстанских НПЗ не в полной мере обеспечивают высокооктановым бензином внутренний рынок. Больше трети АИ-92,-93 завозится из России. И если Казахстан будет держать цену, то это приведет к дефициту топлива и, соответственно, к социальному напряжению.
Тамара ВААЛЬ, Астана
| |
|