16-05-2012
|
| За рамками холста | Тридцать рисунков – как свидетельство самой трагичной страницы нашей новейшей истории. Сотрудница областного историко-краеведческого музея Ирина Горбацевич предупреждает, что эти творения не для эстетического наслаждения.– Эстетические критерии нужно оставить в стороне, потому что за каждым рисунком – человеческая трагедия, все они – драгоценные реликвии того времени, – говорит Ирина. Некоторые экспонаты вызывают шок, особенно когда слышишь, что они написаны кровью. Правда, не человеческой, свиной. Большинству авторов лагерной живописи спасло жизнь именно их творчество. Позволило не сойти с ума, создав свой собственный, отдельный мир фантазии и памяти о прошлом. Дало возможность заручиться покровительством лагерного начальства, как Алле Васильевой, которая рисовала их портреты. Она была осуждена на пять лет лагерей как член семьи изменника родины и прошла АЛЖИР и КарЛАГ. Чтобы выжить, лагерное начальство рисовали многие художники. «Один из начальников Карагандинского лагеря» подписана работа Аллы Васильевой. Рисунки художницы Ирины Борхман, осужденной на 10 лет за шпионаж, называются идиллически – «Село Просторное», «Домик рыбака», хотя и они писаны кровью. Возможно, выбор странной техники – крови животных вместо красок и карандаша – объясняется годами заключения в КарЛАГе? К слову, «шпионка» Ирина Борхман работала в знаменитых «Окнах ТАСС». Тех самых, что люто ненавидели фашисты, заочно приговорившие всех художников «окон» к смерти. Представители неофициального направления советского искусства – нонконформизма – Юло-Ильмар Соостер и Лев Кроповницкий рисовали пейзажи и портреты. Соостер, приговоренный к 10 годам заключения «за участие в антисоветской националистической изменнической группе», нарисовал картины «Солнечный день в лагере», «Художник в зоне», «За колючей проволокой». «Озеро Балхаш» называется работа Кроповницкого, тоже приговоренного к 10 годам лагерей. – Эти работы передают обстановку, которая была в лагерях порой гораздо лучше, чем рассказывают официальные документы. Художники показывали, как жили узники ГУЛАГа, что с ними происходило, – говорит Ирина Горбацевич. Это парадокс ХХ века, но специалисты считают, что лагерное творчество (а на территории Казахстана было 11 лагерей, где томились сотни деятелей науки и искусства) оказало заметное влияние на развитие культуры Казахстана. Узниками этих лагерей оставлено уникальное культурное наследие, которое требует изучения.
Зауре ЖУМАЛИЕВА, фото автора, Петропавловск | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |