| Оперативно и объективно | По мере того как растет влияние телевидения в обществе, к нему начинают предъявляться повышенные требования со стороны зрительской аудитории. Причем речь идет не только о профессиональных критериях, но прежде всего о моральных. «Строить политику канала только на подаче яркого негатива, воспринимая позитив как невыигрышный материал, однозначно вредно для здоровья зрителей» – в этом уверена депутат мажилиса Гульнар Иксанова, которая отдала не один год своей жизни телевидению и знает, о чем говорит. Бывших журналистов не бывает, и поэтому, работая в Парламенте, она по-прежнему остается креативным телевизионщиком. Тем более, когда речь идет о конкурентоспособном эфире. Наша собеседница считает: «Если мы хотим превратить телевизор в доброго, развивающего и познавательного собеседника, то понадобятся серьезные усилия». О современном телевидении и его потенциале сегодня газете «Литер» депутат мажилиса Гульнар Иксанова.
Телевидение, как один из каналов подачи информации, уже стало неотъемлемой частью жизни общества. В век высоких скоростей и размывания границ, взаимообмена культурными ценностями его влияние только усиливается. С одной стороны, телевидение может улучшить общество, с другой – выступает инструментом информационной войны. В такой ситуации не все мерится аршином профессионализма, поскольку это понятие начинает включать в себя и моральное содержание, считает депутат мажилиса Гульнар Иксанова, которая много лет отдала телевидению. – Влияние телевидения – это прежде всего влияние информации. В чем оно заключается, на ваш взгляд? – С появлением телевидения мир не стал другим, просто расширились наши представления о нем. На наших глазах оно стремительно меняется, появляются новые источники информации, формы подачи материала, модернизируются стилевые приемы, форматы визуализации и даже «модные» лексические формы. Право информационного выбора принадлежит зрителю. Ведь в условиях жесткой конкуренции, рейтинговой оценки телепрограмм именно зритель диктует основные правила программинга телеканалам. Информационные потоки не только формируют общественное мнение, но и зачастую создают модели поведенческих норм. – Что следует понимать под информационной составляющей телевидения, что входит в это понятие? – Начнем с того, что традиционно информационная составляющая – это прежде всего новости. Безусловно, информационные выпуски занимают главное место в структуре эфира любого телеканала, это его лицо, и методами подачи новостного ряда, выбором событий фактически позиционируется информационная политика, которая и есть основа имиджа и политики канала в целом. Но если смотреть шире, информационная составляющая присутствует во всех программных продуктах – новостях, развлекательных, обучающих программах и даже в сериалах. По сути, это разные формы сообщений о фактах, событиях, ситуациях, процессах, тенденциях. – Новости, их форма подачи должны, так сказать, время от времени «переодеваться» или это нечто стабильное? – Современные СМИ развиваются в направлении визуализации, то есть в сюжетах превалирует видео, иначе говоря, «картинка» играет всевозрастающую роль. Причем это касается не только телевидения, но и печатных СМИ. По своему влиянию «картинка» превосходит даже вербальное воздействие. Все эти тренды заставляют медиа искать новые формы подачи информации, чтобы выживать в условиях серьезной конкуренции. Следовательно, претерпевает изменения и язык новостей, он модернизируется, становится все более лаконичным и содержательным. Ведь это большое искусство – сжато, доступно и просто изложить любой материал такой разнообразной аудитории. Изменения, в частности, происходят под воздействием микширования разных видов СМИ. Взаимопроникновение происходит и на уровне «картинки», и на уровне текста. В настоящий момент мы наблюдаем, как новости в газетах становятся все более похожими на телевизионные, в них усиливается визуальная составляющая. Более легким и элегантным становится текст, а телевизионные информационные форматы используют газетные приемы, вводя в выпуски новостей видеоряды коротких, но очень емких текстов, инфографику. Есть, к примеру, такой неформальный тест для телевизионных новостей – надо отключить звук и попытаться понять смысл происходящего на экране. Если цель достигнута, авторы новостей сработали качественно и профессионально. – Что можно отнести к явным минусам, а что к плюсам сегодняшней информационной составляющей новостных программ? – Начнем с плюсов. В идеале новости – это «срез дня сегодняшнего», и выпуск должен быть информационно емким. Как известно, три важнейших принципа новостной программы – это актуальность, оперативность и содержательность. Ежедневные новостные блоки создают мини-проекцию дня. Конечно, не всегда находятся интересные информационные поводы, тогда в эфире идут актуальные тематические материалы, журналистские расследования, познавательные сюжеты. И в этом смысле на всех каналах – общая схема работы. Если говорить о минусах, то зачастую в сюжетах много излишних комментариев, намеренного фокусирования внимания не на смысле, а на второстепенном, тенденциозном. Тексты ведущих и авторов чрезвычайно усложнены нефункциональными оборотами. – Говоря об информационной составляющей ТВ в широком смысле слова, что сегодня вызывает наибольшую тревогу? – Получая телевизионный продукт, немногие задумываются о том, что исследований относительно отрицательного воздействия на психику людей, получающих информационный негатив, практически не ведется. Трудно не согласиться с мнением о том, что проблемы информационной экологии не менее важны и значимы в эпоху информационного развития, чем вопросы экологии природной среды, которым, как известно, уделяется постоянное внимание во всем мире. Здоровое общество может быть только в здоровом информационном пространстве. Строить политику канала только на подаче яркого негатива, воспринимая позитив как невыигрышный материал, однозначно вредно для здоровья зрителей. – Что поможет улучшить информационную составляющую? – Имеет смысл подумать о выработке неких стандартов, этических норм, за установлением которых был бы четкий общественный контроль. Например, высший аудиовизуальный совет во Франции или федеральная комиссия по коммуникациям в США профессионально наблюдают за информационной политикой средств массовой информации. Необходима некая моральная планка. На отечественных каналах есть интересные по своему замыслу и реализации цикловые программы, которые рискуют в погоне за рейтингом превратиться в такие, как у наших соседей, скандальные форматы. Отрадно, что в структуре государственных СМИ созданы и создаются «нишевые» каналы – культура, образование, детский. Надеюсь, что их информационная составляющая будет полезной и интересной для общества. Если мы хотим превратить телевизор в доброго, развивающего и познавательного собеседника, то понадобятся серьезные усилия. Конечно, понизить планку всегда легче, чем поднять ее. Но планировать новые системные подходы нужно уже сегодня.
Марат МАМАЕВ, Алматы
| |
|