21-08-2012
|
| У нас заговорят | Именно об этом шла речь за «круглым столом», посвященном вопросам ее внедрения в систему обучения казахскому языку.Организатором мероприятия выступил комитет по языкам Министерства культуры и информации РК. К обсуждению нового документа и механизмов его внедрения были приглашены известные ученые, общественные деятели, специалисты данной сферы, а также руководители центров по обучению казахскому языку. Данная типовая программа – это плод совместных усилий методистов и ведущих специалистов центров обучения государственному языку всей страны, а также известных ученых-филологов республики. И теперь все рабочие программы для обучения казахскому языку взрослого населения страны будут разработаны с учетом новой, где четко определены содержание, объем и выстроена система обучения. В этой связи уместно напомнить, что Глава государства в своем ежегодном послании народу Казахстана дал поручение увеличить долю взрослого населения, владеющего государственным языком, к 2014 году на 20 процентов, к 2017-му – на 80, а к 2020 году – на 95. Исходя из этого, в Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан, рассчитанной на 2011–2020 годы, поставлена задача по совершенствованию и стандартизации методологии обучения государственному языку. Несложно сделать вывод, что разработка типовой программы обучения казахскому языку продиктована самой жизнью. Поскольку в последние двадцать лет преподавание казахского языка велось разными методиками, что привело к появлению разнообразных учебных программ. И теперь обучение госязыку будет вестись по единому нормативному документу. Проект уже типовой программы прошел необходимую в подобных случаях авторскую экспертизу, по итогам которой внесены изменения и коррективы с учетом предложений специалистов на местах. Между тем за «круглым столом» делался акцент на том, что в стране в данное время созданы все условия для бесплатного изучения государственного языка гражданами Казахстана. И специалисты утверждают, что если любой из нас задастся целью ежедневно выучить хотя бы по два слова на казахском, то в течение года в его словарном запасе уже наберется свыше семи сотен слов. А этого будет достаточно для общения на так называемом элементарном уровне. А если говорить о проблемных аспектах, существующих в данное время в вопросах овладения казахским языком, то они прежде всего в том, что уровень познаний госязыка в обществе оставляет желать лучшего. И эта проблема возникла не на пустом месте. Во-первых, она спровоцирована отсутствием единой методологии и стандартов обучения государственному языку. Во-вторых, несоответствием профессионального уровня преподавателей и специалистов казахского языка и отсутствием единых стандартов функционирования инфраструктуры обучения казахскому языку. Что касается развития инфраструктуры, надо отметить, что здесь особое место отводится центрам обучения языку. Их на сегодняшний день по стране создано 132, 72 из них – это государственные центры, то есть считаются подведомственными учреждениями областных, городских, районных акиматов. Остальные сосредоточены в частных руках. С появлением нового типового документа государственные служащие, работники бюджетной сферы, персонал национальных и частных компаний будут разрабатывать рабочую программу и внедрять ее для обучения языку в своей сфере деятельности на основании этой типовой программы.
Татьяна КАЗАНЦЕВА, Астана | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |