21-08-2012
|
| Крепкие вузы | Мир меняется стремительно, заставляя оперативно реагировать на все новые и новые вызовы и действовать на опережение.Применительно к системе образования и науки Казахстана сегодня можно говорить об академической революции, настолько беспрецедентны перемены по своим масштабам, разнообразию и динамике. В образовательной системе Казахстана уже наметили главные направления на пути к интеграции в мировую образовательную систему. О том, какие конкретно изменения ей предстоит претерпеть в самое ближайшее время, вчера во всех подробностях обсуждали в Астане в стенах Назарбаев Университета. Там начал свою работу Евразийский форум лидеров высшего образования. На этой диалоговой площадке, впервые собравшей в столице Казахстана лидеров системы образования 30 стран, обсуждались насущные проблемы этой сферы.
Со следующего года в 32 вузах Казахстана обучение будет вестись на трех языках. Вчера эту новость озвучил министр образования и науки Казахстана Бакытжан Жумагулов на открывшемся в столице Евразийском форуме лидеров высшего образования, что проходит в Назарбаев Университете. На форум съехались лидеры образовательной сферы из трех десятков стран. Мероприятие в таком формате проводится в республике впервые. В современном мире особое место занимают тенденции интернационализации образования, именно поэтому такое большое значение в Казахстане уделяется вопросу подготовки полиязычных кадров. – Со следующего года в 32 вузах начнется реализация учебных программ, построенных на трех языках. По ним будут обучаться более 5,5 тысячи студентов педагогических, естественно-научных и технических специальностей, – рассказал Бакытжан Жумагулов. Далее он добавил, что «языковую подготовку на всех уровнях обучения мы ставим на очень важное место. И конкретные шаги для полиязычной подготовки кадров мы сделали». Так, сегодня во всех вузах внедрена уровневая модель изучения иностранных языков по примеру европейских вузов. – Это чрезвычайно важно для Казахстана, который стремительно развивает свою открытую экономику и социальную сферу, – сделал акцент глава ведомства. Наряду с этим министр не преминул обозначить и другую, не менее важную тенденцию в системе отечественной образовательной сферы. – В Казахстане начался переход к предоставлению автономии вузам и изменению их системы управления. Наш ведущий вуз, Назарбаев Университет, является полностью автономным. Это основной принцип деятельности мировых университетов. Предоставление автономии другим вузам мы прорабатываем и с 2014 года будем ее поэтапно предоставлять,– сказал министр. По его словам, в настоящее время в четырех национальных университетах уже действуют наблюдательные советы с законодательно закрепленными полномочиями. Кроме того, пересматриваются полномочия попечительских советов, которые уже действуют в 64 вузах. Также формируется система независимой аккредитации. Создан Национальный центр аккредитационных агентств. В его составе 2 казахстанских и 4 зарубежных агентства из США, Германии и Австрии. Однако один из участников форума, профессор Университета Кембриджа Дэвид Бриджес, заявил, что Казахстану не следует слепо копировать западную систему высшего образования, поскольку не все зарубежные модели безупречны. А по поводу автономности вузов напомнил, что если вузы получают больше свободы действий, то вместе с этим на них ложится и большая ответственность. Между тем министр рассказал и о других шагах по интеграции в мировую образовательную систему. Казахстан уже сегодня имеет возможность приглашать более 1000 профессоров мирового класса. Также совершенствуется система зарубежных стажировок наших преподавателей и ученых, в том числе по программе «Болашак». При этом особый акцент делается на повышении качества образовательных услуг. – И это один из главных факторов роста привлекательности Казахстана для зарубежных студентов, – подчеркнул Жумагулов в своем выступлении. Вместе с тем в стране уже реализуются 124 договора и меморандума по созданию Центрально-Азиатской зоны высшего образования. – Казахстанская система высшего образования стала частью Европейского пространства высшего образования и пространства стран СНГ. Большое значение мы придаем начавшейся работе по созданию Центрально-Азиатской зоны высшего образования, – сказал Бахытжан Жумагулов. Для улучшения системы образования в стране есть все необходимое – созданы и настойчиво совершенствуются современные структуры науки. Что и будет гарантом будущих успехов на образовательном поприще страны.
Татьяна КАЗАНЦЕВА, Астана
| |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |