| Обязательно повезет | Два года назад, в апреле 2010 года, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Республику Южная Корея.Именно тогда были достигнуты договоренности между Казахской моторной компанией «Астана Моторс» и Hyundai Motor Co о крупноузловой сборке грузовых автомобилей и автобусов Hyundai в нашей стране. За год в Алматинской области с нуля было создано производство, а уже в этом году на заводе будет выпущена первая тысяча малотоннажных грузовиков и автобусов. По признанию руководителя «Astana group» Нурлана Смагулова, он не верил в то, что в Казахстане может быть налажено собственное автопроизводство. На что президент страны Нурсултан Назарбаев ему возразил: «В то, что государство такое будет, не верили, что Астана будет – не верили, автомобили свои будут – не верили. Мы сейчас самолеты собираем!».
Два года назад, в апреле 2010 года, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Республику Южная Корея. Именно тогда были достигнуты договоренности между Казахской моторной компанией «Астана Моторс» и Hyundai Motor Co. Компании подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, а также договор о крупноузловой сборке грузовых автомобилей и автобусов Hyundai в нашей стране. Меньше чем через год, в январе 2011 года, с конвейера завода сошел первый малотоннажный грузовик. А вчера в ходе рабочей поездки Главы государства по Алматинской области Нурсултан Назарбаев лично посмотрел, как развивается автосборочное предприятие Hyundai AutoTrans. В августе 2012 года завод приступает к серийному производству пассажирских автобусов Hyundai County от 19 до 28 посадочных мест на более высокотехнологичном уровне по технологии SKD4, то есть с мелкоузловой сборкой, которая предусматривает окраску кузова, вклейку стекол, сборку салона, установку сидений и прочее. – Мы очень благодарны южнокорейской стороне, они заставили нас поверить в себя и в то, что Казахстан может быть индустриальной державой. Наша компания традиционно была лидером автомобильного рынка, но мы впервые стали производителями. Нам удалось за один год пройти путь от крупноузловой до мелкоузловой сборки с покраской кузова, – сказал руководитель «Astana group» Нурлан Смагулов. – Hyundai County является очень современным автобусом, нужным для пассажирского транспорта Казахстана. Он предназначен для эксплуатации как в городских, так и сельских условиях. Нам очень приятно, что мы освоили техническую часть, что наши инженеры могут собрать от голого некрашенного кузова полную мелкоузловую сборку машины. Также Нурлан Смагулов отметил, что в этом году завод планирует собрать уже первую тысячу своих грузовиков и автобусов. А план на следующий год – собрать уже 2000 грузовиков и автобусов. 40 процентов продукции завода Hyundai AutoTrans идет на экспорт. И в первую очередь в Республику Беларусь. Директор коммерческой техники «Hyundai Auto truck and bus» Шалкар Нуртлеуов объяснил такой спрос двумя причинами. Во-первых, техника, купленная на территории Таможенного союза, обходится гораздо дешевле. Вторая причина успешного экспорта – более выгодная логистика. По его словам, доставка автобуса или малотоннажного грузовика из Южной Кореи в Беларусь происходит обычно в течение 2–3 месяцев. А из Казахстана в Беларусь – всего за 12–14 дней. Нурлан Смагулов отметил, что эти автомобили вполне способны конкурировать и на внутреннем рынке с детищами российского и китайского автопрома. – Наши машины очень доступны по цене. Они, может быть, на 10–15 процентов дороже, чем российские аналоги, – отметил он, – но если брать пятилетнюю эксплуатацию, то стоимость тонна/километр/час или километр/час/пассажир у нас намного меньше. Машина выдерживает эксплуатацию в течение 5 лет. И потом она может эксплуатироваться на вторичном рынке. Средняя эксплуатация наших автомобилей – 10 лет. И если брать российский или китайский аналог, они не выдерживают и близко эти сроки. Поэтому скупой хозяин платит дважды. Мы всегда просим, чтобы изучили, сколько запасных частей требуется для эксплуатации данного транспорта в течение нескольких лет, изучить его технические возможности, сколько он будет стоять на ремонте, а сколько на трассе. Совместно с южнокорейским производителем продукция проходит проверку на качество. Так, продукция, выпускаемая автосборочным предприятием Hyundai AutoTrans, уже была одобрена компанией Hyundai Motor Company по международной системе контроля качества «HQS-2000» и казахстанскими органами сертификации и контроля соответствия требованиям безопасности движения. Как рассказал Нурлан Смагулов, новые автомобили казахстанской сборки уже оценили алматинские власти и закупили для нужд города мусоровозы, автобусы, эвакуаторы, спасательные автомобили, машины для уборки улиц и так далее. Кроме этого, компания выиграла тендер на поставку карет скорой медицинской помощи для Министерства по чрезвычайным ситуациям. Нурлан Смагулов честно признался, что как бизнесмен он до конца не верил в то, что в Казахстане когда-нибудь будет налажено такое автомобильное производство. – Я никогда не верил, что Казахстан будет собирать автомобили, – сказал он, обращаясь к Главе государства. – В то, что государство такое будет, не верили, что Астана будет – не верили, автомобили свои будут – не верили. Мы сейчас самолеты собираем! – возразил ему Нурсултан Назарбаев. – В рамках Таможенного союза мы увидели новые вызовы и новые возможности. Нам было бы обидно, если бы наш рынок захлестнул российский и белорусский автопром. Для нас важно было то, что мы, казахстанцы, должны ездить на собственных автобусах, грузовиках, спецмашинах. Доля казахстанского содержания в производстве пока составляет только 20 процентов, за счет изготовления и установки навесного оборудования, произведенного в Казахстане, а именно бортовых кузовов, рефрижераторов, фургонов. Кроме того, часть аккумуляторных батарей также закупают в Казахстане. Но завод готов сотрудничать с местными производителями и обеспечивать их стабильными крупными заказами, например покупать автомобильные стекла и пластмассовые запчасти. Осмотрев весь цикл производства, Глава государства Нурсултан Назарбаев пообщался с рабочими завода, а потом по просьбе Нурлана Смагулова оставил свой автограф на кузове первого казахстанского автобуса Hyundai County.
Юлия ЯМПОЛЬСКАЯ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматинская область
| |
|