| Казахстан и Китай: еще одна дверь открыта | Ранним утром 1 сентября с железнодорожной станции Алматы I в тестовом режиме отправился новый пассажирский поезд № 393/394 сообщением Алматы – Алтынколь, принадлежащий частному перевозчику – ТОО «Туран Экспресс».Этот поезд дал старт началу пассажирского движения по новой железнодорожной линии Жетыген – Коргас стратегического значения, построенной в рекордно короткие сроки компанией «Казахстан темир жолы». Возведение новой линии протяженностью 293 км началось еще в 2009 года для открытия второго железнодорожного пограничного пункта пропуска на границе с Китаем. Новый маршрут проходит по территории южной части Алматинской области. В тестовом режиме поезд сделал две остановки на станциях Шелек и Таскарасу. В церемонии торжественного запуска нового железнодорожного маршрута приняли участие представители акимата города Алматы, АО «НК «КТЖ» и ТОО «Туран Экспресс». Значение этой ветки в международном транспортно-транзитном коридоре «Китай – Западная Европа», «Китай – Казахстан – Средняя Азия» будет возрастать год от года. Таковы прогнозы аналитиков и расчеты экономистов. Эта дорога увеличит грузопоток в обе стороны, особенно со стороны Поднебесной, создаст новые рабочие места и будет стимулировать экономический рост всего южного региона. Еще в начале этого года на этой территории полным ходом шли строительно-монтажные и пусконаладочные работы. В августе 2009 года строительству железнодорожной ветки на Коргас дал старт президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. За два года местность тут изменилась до неузнаваемости. Протяженность дороги Жетыген – Коргас – 293 километра. Общая стоимость проекта – более 150 миллиардов тенге. В строительстве этой ветки стратегического значения было задействовано более 1,5 тысячи единиц различной техники и около 4 тысяч рабочих. На всем протяжении дороги были заново построены или переустроены сотни километров высоковольтных линий электропередачи, водопропускные трубы и многое другое. И это в условиях непростой местности: болота, пески, солончаки, водные преграды, орошаемые поля и река Или. На всем протяжении трассы подрядным организациям нужно было выполнить огромный объем земляных работ – «перелопатить» 23 млн кубов земли! На маршруте было предусмотрено строительство 29 мостов и двух путепроводов, более 300 водопропускных труб, 30 железнодорожных переездов. Кроме того, в этих районах, где раньше даже не ходили поезда, были построены новые станции и вокзалы: Таскарасу, Керим агаш, Шелек и уже на самой границе – Алтынколь. Эту железнодорожную ветку строили с максимально возможным казахстанским содержанием. При строительстве мостов были задействованы коллективы отечественных компаний «Трансстроймост» и «Мостотряд-1». Впервые Казахстан на заводах Караганды, Усть-Каменогорска и Алматы стал изготавливать собственные пролетные строения из металлоконструкций. Бетонные шпалы тоже производились у нас. Единственный импортный товар – рельсы. Хотя основная функция новой линии – увеличение грузооборота с Китаем, также немаловажную роль для развития региона имеет запуск пассажирского железнодорожного движения. Ведь поезд № 393/394 не только связывает стальной магистралью несколько районов Алматинской области с южной столицей, но и приобретает большую социальную значимость для окрестных жителей. Для того чтобы обслуживать новую линию, национальной компании «Казахстан темир жолы» потребовалось более 2 тысяч железнодорожников. И немалая часть из них – это опытные специалисты. Ведь, как говорят сами работники стальной магистрали, главная трудность работы на новых станциях – это отсутствие на них своих ветеранов, которые могут подсказать, помочь, посоветовать. Именно поэтому на новую ветку в КТЖ подбирали специалистов с большим опытом со всей страны. А чтобы переезд был им не в тягость, вдоль стальной магистрали выросли не просто новые дома, а целый город. Так, появились новые районы на станциях Жетыген, Шелек и Таскарасу. А возле границы с Китаем на приграничной станции Алтынколь среди степных барханов вырос поселок Нуркент. В июле этого года работники национальной компании, государственные служащие и персонал железной дороги Жетыген – Коргас в общей сложности получили ключи от 565 благоустроенных квартир. Алтынколь стал самой крупной станцией на линии. Люди, работающие тут, будут в основном жить как раз таки в новом поселке Нуркент. Здесь уже сданы в эксплуатацию 40 домов коттеджного типа, многоквартирные, трехэтажные дома, общежитие, поликлиника, школа. – За год создать такой железнодорожный поселок, благоустроенный, со всеми социально-бытовыми объектами – это большое достижение, – говорит Жамантай Тойгашинов, ветеран и почетный железнодорожник. – Такое у нас происходит впервые. И это, естественно, будет влиять на закрепление кадров, привлечение специалистов. Тем более на таком стратегическом направлении магистрали, как Жетыген – Коргас. И эта линия, которая пройдет по территории четырех районов Алматинской области, существенно скажется на развитии экономики региона и всей республики. С 3 сентября новый маршрут Жетыген – Коргас будет действовать регулярно. Пока в составе поезда всего пять классных вагонов (места сидячие), которые могут принять до 250 пассажиров, а также один багажный вагон. Но, как отмечают перевозчики, в перспективе число вагонов может быть увеличено до 16. В пути состав находится 6 часов.
Гульсум ЖУНУСОВА, Алматы
| |
|