| В духе согласия | Сегодня порядка 7,1 млн казахстанских мусульман, как и весь остальной исламский мир, будут отмечать один из наиболее значимых религиозных праздников – Курбан-байрам (по-тюркски), или Ид аль Адха (по-арабски). Именно в первый день мусульмане стараются поздравить друг друга и обязательно пригласить за дастархан гостей. По этому случаю в мечетях республики читается айт намаз. Казахстанских мусульман уже поздравили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Могилев, а также общественные и политические деятели страны. Тем более что значимость религиозного праздника состоит в том, что он объединяет граждан, укрепляет в обществе стабильность и культивирует среди населения чувство толерантности. В этом смысле Курбан айт – показатель конкурентоспособности казахстанской модели межконфессионального согласия, которая сложилась в республике после обретения ею независимости. С одной стороны, в ее рамках растет количество верующих, с другой – она усиливает единство и мир в обществе.
Ежегодно более полутора миллиардов мусульман мира отмечают один из самых значимых праздников исламского календаря – Курбан айт, который приходится на 70-й день после окончания поста Ораза. В Казахстане праздник в приподнятом настроении встретят 7,1 млн верующих (по численности мусульман Казахстан занимает четвертое место в СНГ. – Ред.). В этот день люди должны забыть старые разногласия и обиды, начать новую жизнь с открытым сердцем. Поэтому у каждого мусульманина должен быть накрыт праздничный дастархан для любого гостя. Но самое главное – не стоит забывать, что Курбан айт – это праздник духовного согласия казахстанцев, который усиливает стабильность в обществе и укрепляет доверие между проживающими в стране представителями более 17 конфессий. Благодаря этому в республике сложилась очень эффективная и конкурентоспособная межконфессиональная модель, которая позволяет наращивать численность верующих и при этом сохранять в обществе мир и согласие.
Духовное наследие
Известно, что сам праздник жертвоприношения является частью обрядов хаджа – ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия). Последующие за Курбан айтом три дня являются продолжением праздника и называются днями ташрика. Мифология праздника восходит к известному сюжету, когда, согласно Корану, ангел Джабраил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Однако это оказалось испытанием от Аллаха: когда уже был занесен кинжал, Аллах заменил сына на ягненка (барана). С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения Господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного. Однако, принимая во внимание, что не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и сами в священном месте принести жертву, каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, но и всюду, где они могут оказаться. По традиции, с захода солнца накануне Курбан айта и до праздничного намаза мусульмане громко читают такбир (возвеличивание Аллаха). Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях. Мужчины читают громко, а женщины про себя. Кроме того, такбир читается и после каждого намаза, заканчивается чтение предзакатным намазом последнего дня ташрика, то есть 13-го числа месяца зуль-хиджа. Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Время совершения праздничного намаза наступает через 15–20 минут после восхода солнца и продолжается до обеда. В мечети праздничный намаз совершают примерно через 45 минут после восхода солнца. После его окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором такбир. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду. Мясо жертвенного животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, престарелым людям, из второй части готовят угощение для соседей и друзей, а третью мусульманин может оставить себе.
Религиозный ренессанс
На сегодня ислам является одной из популярных религией на земле, которую исповедует каждый пятый житель. Зарожденная в глубинах Аравийского полуострова, эта религия за века своего существования приобрела горячих сторонников на всех континентах. В настоящее время ислам является наднациональной религией по той простой причине, что принять ее может любой человек без каких-либо ограничений по полу, национальному признаку или происхождению. Тем не менее, как и другие религиозные учения, ислам не терпит открытого пренебрежения обычаями и установленными правилами поведения. Между тем возникновение ислама открыло новую эру в истории многих азиатских народов и существенно повлияло на их жизнь и культуру. Казахстан не стал исключением. В нашей стране также имело место духовное возрождение, которое оказалось возможным благодаря краху атеистического советского режима и обретению независимости нашей республикой. Уже в первые годы в стране наблюдался всплеск религиозной активности населения, как следствие – в регионах и областях едва ли не на одной улице стали строиться мечети и храмы. Причем свою лепту вносили не только простые граждане, но и бизнес, который выделял средства. Вместе с тем, несмотря на ренессанс ислама, в Казахстане отмечается мирное сосуществование различных религиозных учений. И сегодня в республике (по итогам перерегистрации. – Ред.) насчитывается 3088 религиозных объединений, представляющих 17 конфессий, продолжает сохраняться общественно-политическая стабильность, основанная на взаимопонимании и уважении представителей разных вероучений. А действующее в стране республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана» (ДУМК) насчитывает в своем составе 2228 мечетей во всех регионах страны. Вместе с тем в различных уголках земного шара отмечается постоянный рост количества верующих. На сегодняшний день исламские страны находятся в тесном взаимодействии с передовыми государствами мира, они активно заимствуют у них новые технологии, а также используют собственные финансы для того, чтобы оказывать большее влияние на общемировую политику. В этом плане обращает на себя внимание деятельность Организации исламского сотрудничества (ОИС), которая является самой крупной и наиболее влиятельной официальной мусульманской международной организацией. В настоящее время она объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд человек. Казахстан, председательствуя в ОИС с июня 2011 г. по июнь 2012 г., стал активным участником процессов, происходящих в странах исламского мира. При этом МИД Казахстана одним из приоритетных направлений своей деятельности считает установление, расширение и углубление связей со странами мусульманского мира. Создание и поддержание тесных партнерских отношений с мусульманскими странами отвечает долгосрочным интересам Казахстана и соответствует положениям послания Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 1 марта 2006 года, в котором Лидер Нации отметил развитие сотрудничества с исламскими странами в качестве одного из приоритетов внешней политики республики. Несмотря на то что Казахстан в составе ОИС оказался относительно недавно – 17 лет назад, тем не менее он уже сейчас выглядит более чем успешной страной. Республика по объему экономики, согласно данным Всемирного банка, вошла в «топ-10» государств исламского мира. Это позволяет молодой суверенной республике претендовать на статус лидера, причем не только в экономике, но и в политической сфере. Согласно рейтингу ВЭФ (Всемирного экономического форума) The Global Competitiveness Index (конкурентоспособности стран мира) за 2011 год, Казахстан занял 13-ю позицию среди исламских государств. А в аналогичном списке ведущего в Европе Института развития менеджмента (Institute of Management Development) республика оказалась на 5-м месте среди мусульманских стран. Все это позволяет говорить о том, что Казахстан, как минимум, не потеряется на фоне своих партнеров, а как максимум, расширяет и углубляет всесторонние связи со странами исламского мира, являющимися партнерами по ОИС.
Модель бескризисного развития
XXI век, по оценкам специалистов, обещает пройти под знаком религии. Поэтому самый главный вызов состоит в том, чтобы человечество избежало межконфессиональных конфликтов. Причин этому много, главная из них – глобализация и миграционные потоки, стирающие границы и смешивающие людей, которые прежде проживали друг от друга на расстоянии тысяч километров. В таких условиях даже процесс урбанизации приобретает новый характер. Если прежде речь шла о численности населения крупных мегаполисов, то сегодня нельзя не заметить появления в городах этнокультурных «гетто», где компактно проживают мигранты – выходцы из других регионов планеты со своими ценностями и менталитетом. Что нередко становится источником острых социальных конфликтов в обществе. Свою лепту вносит и информационное пространство, которое сегодня становится единым для всего мира. Событие, произошедшее в том или ином уголке мира, мгновенно разлетается по другим континентам. В итоге в рамках образовавшегося информационного пространства, как и на улицах крупных городов, сосуществуют разные духовные ценности, что также нередко приводит не только к конфликту, но и к эскалации насилия. Только в первом десятилетии этого века мир столкнулся с несколькими религиозными скандалами, которые вызвали массовые акции протеста верующих сразу в нескольких странах и даже стали причиной ухудшения отношений между государствами. Очевидно, что XXI век обещает стать не менее трагичным, чем ХХ столетие, т.к. столкновения на религиозной почве расшатывают глобальную безопасность, а это ведет к снижению темпов экономического роста, мирового товарооборота, способствует росту бедности в разных странах. В конце концов, в такой атмосфере даже простому человеку становится трудно реализовать свой потенциал. Таким образом, религиозный конфликт ставит под угрозу выполнение целей тысячелетия ООН, направленных на улучшение жизни людей в разных уголках мира. Получается, что в наш век «сознание определяет бытие!». И от таких качеств населения, как толерантность, зависит благополучие как их самих, так и стран в целом. В Казахстане ситуация выглядит иначе. В стране в согласии и мире проживают представители более 17 конфессий, отношения между которыми строятся на принципах уважения друг к другу, толерантности и терпимости. А праздник Курбан айт сам по себе предполагает прощение старых обид, снисходительное отношение к окружающим и воспитание в верующих чувства терпимости. Уже поэтому он придает объединяющий импульс всем. Собственно, об этом говорят и слова поздравления, которые митрополит Астанайский и Казахстанский Александр Могилев адресовал мусульманам Казахстана. «В нашей стране самые главные праздники являются нерабочими и государственными выходными днями: для православных – Пасха и Рождество, для мусульман – Курбан айт. И мне хотелось бы, пользуясь случаем, сердечно поздравить Верховного муфтия, многоуважаемого шейха Абсаттара Дербисали и всех мусульман с этим замечательным религиозным праздником и пожелать всем мира, здоровья, благополучия и благословенных успехов в служении родному Казахстану», – сказал вчера Александр Могилев. А председатель сената Парламента РК Кайрат Мами, в свою очередь, отметил, что религиозный праздник укрепляет стабильность в стране и способствует развитию. «Религиозный праздник (Курбан айт. – Ред.), являясь неотъемлемой частью духовного наследия народа, сближает людей, несет в себе высокие идеалы духовной верности, чистоты помыслов и всепрощения. Курбан айт испокон веков укрепляет единство народа, и он является важным для сохранения мира и согласия в нашем большом доме – Казахстане», – написал в своем блоге Кайрат Мами. Особенность Казахстана состоит в том, что его модель прекрасно решает сложную для других стран задачу – она обеспечивает рост численности верующих через институт свободы совести и при этом укрепляет политическую стабильность. Сегодня добиться таких результатов не могут даже благополучные развитые страны. В нашем случае религия сплачивает и сближает людей. Это заметно усиливает потенциал роста для нашей страны, поскольку позволяет обеспечить не только стабильность, но и экономический рост и усилить ее конкурентоспособность. Значимость этого явления заключается в том, что если межнациональное согласие в стране складывалось еще в советские годы, когда в период репрессий и освоения целины в республику стали прибывать представители других национальных групп, то религиозная сфера прошла иной путь эволюции. В советские годы она подавлялась и могла свободно развиваться только в период независимости, когда в областях и районах стали возводиться мечети и храмы. И сегодня мы можем смело говорить, что модель межконфессионального мира и согласия – это 100-поцентный продукт независимого Казахстана, то, что появилось у нас после 1991 года. Конечно же, в этом большая заслуга не только государства, но и простых граждан, которые не поддаются на провокации и не делят себя по религиозному признаку. В свою очередь, это снижает террористические и экстремистские риски для страны. В стране не наблюдается рост политического радикализма, который встречается даже в либеральных западных режимах. В этом смысле Казахстан оказался более конкурентоспособным, чем страны Европы и США.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы
| |
|