| За баранку без коррупции | На днях в Караганде был открыт первый в Казахстане специализированный центр обслуживания населения, где начнут выдавать водительские удостоверения и ставить на регистрационный учет автомобили.На значимое для республики событие приехали министр транспорта и коммуникаций Казахстана Аскар Жумагалиев и министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. Современное здание с автоматизированным автодромом и ангарами произвело на двух министров большое впечатление. В частности, в карагандинском ЦОНе можно будет зарегистрировать транспорт. На эту процедуру будет затрачен один час. Водителю достаточно будет загнать автомобиль в ангар, который расположен на территории ЦОНа, где сотрудники управления дорожной полиции сверят номера кузова и номера двигателя. И когда они убедятся, что номера не перебиты и являются заводскими, занесут данные на автомобиль в единую информационную систему. После чего владелец машины проходит в здание ЦОНа, берет талон электронной очереди и ждет своего вызова к окошку. Затем в операционном зале сотрудник центра с помощью сканера «прочитает» информацию о клиенте с его удостоверения личности и составит заявку с результатами только что проведенной проверки. Финал процедуры – это оплата госпошлины. Вся информация по компьютерной сети тут же отсылается в управление дорожной полиции, где проверят законность переоформления авто, чтобы исключить лжесделку. При положительном ответе в ЦОНе тут же изготавливают техпаспорт. Через минимальный промежуток времени водитель получает на руки госномер. Процесс получения водительских удостоверений тоже станет достаточно оперативным. На его получение будет затрачено в среднем два часа, но лишь при условии, что теоретический и практический экзамены будут сданы успешно. Для теоретических экзаменов оборудован класс для тестирования. В случае получения отличной оценки будущий водитель направится на автодром, где продемонстрирует навыки вождения. Один из сотрудников ЦОНа сел за руль и проехал по автодрому, демонстрируя двум министрам, как на практике выглядит экзамен по вождению. – Автодром полностью автоматизирован. Он оснащен специальными датчиками и камерами видеонаблюдения. Все недочеты и неправильные маневры водителя будут фиксироваться компьютером, который оценит способности будущего автовладельца. Вмешательство человеческого фактора полностью исключено, – рассказал начальник управления дорожной полиции области Ерик Маканов. В центре проверят будущего водителя на дальтонизм, то есть определят – сумеет ли он различить цвета на светофоре. Для врача в ЦОНе выделен отдельный кабинет. – Мы сейчас ведем переговоры с Министерством здравоохранения, чтобы в ЦОНе проводился медицинский осмотр не только врачом-офтальмологом, но также и наркологом и психиатром. Транспорт – это источник повышенной опасности. Представители дорожной полиции только при взаимодействии с медиками смогут проследить, чтобы водители, страдающие психическими заболеваниями или наркозависимостью, не имели возможности получить водительское удостоверение. Надеемся, что этот вопрос с Минздравом будет решен положительно уже в начале следующего года, – сказал министр внутренних дел Калмуханбет Касымов. В следующем году планируется решить и другой вопрос – насчет продажи государственных регистрационных номерных знаков, пользующихся повышенным спросом среди автовладельцев. Так называемые «блатные» номера «111», «222», «001», «002» и далее по возрастающей глава МВД предлагает продавать по примеру Грузии, а деньги направлять на ремонт дорог, обновление дорожных знаков и материально-техническое оснащение дорожной полиции. – Чтобы легализовать продажу номеров, нужно внести изменения в Налоговый кодекс, прописать соответствующую норму, – сказал Калмуханбет Касымов. Как рассказал министр, продажа будет происходить прямо в ЦОНе. Перед автовладельцем будут лежать все «модные» номера, имеющиеся в наличии. И он вправе выбрать наиболее понравившийся. После оплаты в кассе вместе с готовым техпаспортом ему вручат номера. – Наше ведомство и Министерство транспорта и коммуникаций уже согласовало позицию с Министерством финансов, и теперь два министерства хлопочут на уровне правительства о внесении поправок в Налоговый кодекс, – добавил глава ведомства. Другое планируемое нововведение – МВД сейчас решает вопрос о том, чтобы автошколы Карагандинской области передавали в экспериментальный ЦОН списки своих выпускников. – Это будет делаться для того, чтобы отследить и убедиться, что тот или иной человек, который пришел на теоретический и практический экзамены, действительно учился в автошколе. Благодаря электронному контакту с автошколами мы будем знать, что он обучался на курсах и получил базовые знания правил дорожного движения, – говорит Калмуханбет Касымов. – А то вдруг будущий водитель не посещал занятия. Мы не имеем права выдавать водительские права тем, кто умеет водить, но не знает теории. Еще одна новинка, которую разрабатывают в МВД – возможность предоставления гражданам права вообще не обучаться в автошколе по некоторым категориям вождения. – Если человек умеет водить машину и хорошо знает правила дорожного движения, ему незачем терять время в автошколе, – сказал Калмуханбет Касымов. – Вопрос стоит только по некоторым категориям вождения. Категорий, касающихся управления общественным пассажирским транспортом, это не коснется. Потому что в этой сфере нужна особая дисциплина. Осмотрев залы ЦОНа, автодром и ангары, главный полицейский страны назвал экспериментальный ЦОН панацеей от коррупции в системе выдачи водительских удостоверений. – Не секрет, что в регистрационно-экзаменационных отделах подразделений дорожной полиции, где ранее принимались теоретические и практические экзамены у выпускников автошкол, были нарушения. Теперь, когда мы передали эти функции в ЦОН, число нарушений будет сокращено. Прямой контакт граждан с сотрудниками управления дорожной полиции отныне исключен, что будет способствовать снижению коррупции, – сказал Калмуханбет Касымов. – В центре обслуживания населения будут работать не только операторы ЦОНа, но и сотрудники управления дорожной полиции. Их обязанности будут четко разделены. Операторы ЦОНа будут заниматься приемом документов, а сотрудники подразделений дорожной полиции – сверкой агрегатов и непосредственным изготовлением водительских удостоверений и техпаспортов. Оба министра поблагодарили акима области Абельгази Кусаинова за оперативную помощь и содействие в реализации первого в республике проекта по введению экспериментального ЦОНа. Аким в свою очередь назвал ЦОН «уникальным сооружением», первым и пока единственным в республике. – На территории области функционируют 39 центров обслуживания населения. Из года в год количество видов услуг добавляется. Если в 2010 году в ЦОНах оказывалось 70 видов услуг, то в 2011 году – уже 78, а в 2012 году оказывают 125 видов услуг. При этом обслужено более 950 тысяч человек. Это очень большой показатель. В этом ЦОНе работает беспроводной Интернет, так что каждый клиент может посещать Всемирную паутину, – проинформировал Абельгази Кусаинов. По словам министра транспорта и коммуникаций Аскара Жумагалиева, возглавляемое им ведомство охотно готово взять на себя эту дополнительную услугу для автовладельцев. – Введение дополнительной услуги – это большая ответственность для ЦОНов, но мы готовы к этим нагрузкам. Я уверен, что эксперимент будет успешным, – сказал министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев. Общая площадь специализированного ЦОНа – 19 тысяч квадратных метров. В состав ЦОНа входит сам центр, ангар для сверки номеров кузова и двигателя, рассчитанный на 8 машин, и автоматизированный автодром. На автодроме одновременно могут сдавать практический экзамен водители на 6 легковых и одной грузовой машинах. На территории ЦОНа для удобства граждан предусмотрена парковка на 150 машин.
Айнур БАЛАКЕШОВА, Караганда | |
|