| Обманчивый лед | Какой алматинец не любит быстрой езды? Однако с наступлением зимы это качество автолюбителей проходит проверку на прочность. И прежде всего дорогами. Проблема дорог, наверное, одна из самых насущных в настоящее время. И не только в нашей стране.Снег, гололед, оттепель и вновь бураны. Все это создает трудности как для пешеходов, так и для водителей. А разгребать сугробы, следить за безопасностью и в целом наводить порядок на дорогах – настоящее испытание для работников дорожных служб и коммунальщиков. Можно много спорить по этому поводу и искать крайних, однако что же можно сделать в этой ситуации? Ответ напрашивается один – работать. И работа, надо сказать, не для слабонервных. Только на балансе Алматинского областного департамента Комитета автомобильных дорог в настоящее время находится свыше 2,5 тысяч километров дорог. Хозяйство хлопотное и требующее постоянного внимания. За их состоянием следит областной филиал РГП «Казахавтодор», имеющий 8 дорожно-эксплуатационных участков. Ежегодно проводится осеннее и весеннее обследование автомобильных дорог республиканского значения и по результатам обследования составляется «Комплексная целевая программа по содержанию автомобильных дорог». На наиболее снегозаносимых участках и в местах возможного схода снежных лавин, а также на перевалах Архарлы, Мукры, Алтын-Эмель, в ущелье Кокпек организовано постоянное дежурство с закреплением дорожной техники. Для нынешней, достаточно снежной даже для Алматинского региона, зимы заготовлено порядка двух тысяч тонн технической соли, подготовлено 29 автогрейдеров, 29 пескоразбрасывателей, 18 колесных тракторов с плужными снегоочистителями, 6 погрузчиков, а также шнекороторы и бульдозеры. Еще 12 погрузчиков, автогрейдеры и автосамосвалы арендованы для зимнего содержания автодорог. На основных единицах дорожной техники установлены GPS-навигаторы для контроля и мониторинга работы, по которым можно следить за работой техники по Интернету. Каждый год зима преподносит свои сюрпризы. Не обошлось без них и на этот раз. Уже выпала почти годовая норма снега. А ведь еще только середина зимы. Особую сложность для дорожников представляют собой осадки в виде дождя, переходящего в мокрый снег, как это случилось, например, в конце ноября прошлого года. Специалисты знают, что в данном случае, по технологии, распределение противогололедных материалов начинают после начала снегопада, как говорится «под снег», когда на поверхности покрытия образуется до 5 мм рыхлого снега. Это способствует закреплению кристаллов соли на поверхности покрытия. Но в связи с тем, что после дождя покрытие было мокрым, а снег шел непрерывно, данная технология не сработала. Непрекращающиеся осадки, а также постоянное движение машин стали причиной образования на дорогах накатов толщиной свыше 10 сантиметров. Последующее понижение температуры воздуха усугубило ситуацию, в результате чего движение транспортных средств было сильно затруднено. В итоге такого снежного коллапса в течение нескольких дней тяжелыми бульдозерами расчищали дороги на участках 50 – 150 км трассы Алматы – Хоргос, на 18 км трассы Байсерке –Междуреченск. Не менее сложная ситуация складывается в местах, где часто бывают метели. А таких дорог в наших бескрайних степях предостаточно. В Алматинской области это участок Шелек – Кокпек автодороги Алматы – Хоргос, перевал Кеген, перевал Алтын-Эмель, автодорога Ушарал–Достык. Нередко и сами водители осложняют и без того непростую ситуацию. Несмотря на имеющиеся предупреждения, некоторым участникам движения удается пройти блок-посты, и в результате чего они часто оказываются в снежном плену. А итог: риск для жизни, многокилометровые заторы, затрудняющие расчистку дорог, потерянное время. А бывает, на перевалах создаются заторы и на обработанных противогололедными материалами покрытиях, особенно грузоперевозчиками на тяжеловесных автомашинах с авторезиной без протекторов. Такие транспортные средства даже летом тяжело поднимаются на подъемы к перевалам. А дорожная техника расположена в селах Карабулак, Сарыозек, городе Капчагай и на таких участках, как перевалы Мукры и Архарлы. Расстояние между этими пунктами колеблется от 50 км и более. И в связи с этим для принятия экстренных мер требуется время для передислокации техники. В общем, условия, требующие поистине мужского характера и крепких нервов. И как в таких условиях работают техника и люди? – Техника есть техника. Не вечная. Бывают поломки. На восстановление требуется тоже время. Да и механизаторы не железные. Но мы выходим из положения. Наша работа – обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, – отметил директор Алматинского областного департамента КАД МТК РК Ержан Жасыбаев. Ну а впереди новые морозы и снегопады. Так что испытание зимой продолжается. И люди, у которых есть необходимые ресурсы, знания и опыт, со своими обязанностями справятся.
Георгий ХИНИЧ, Алматинская область
| |
|