25-01-2013
|
 | Проблемы неосвоения | Вопросы использования государственных средств поднимаются у нас из года в год.В минувшую среду Глава государства подверг резкой критике акимов, которые постоянно просят денег, а в итоге – бюджет освоен не полностью. Президент напомнил, что в 2012 году на реализацию программы строительства арендного жилья из казны выделили более 17 млрд тенге, а сумма неосвоенных региональными властями средств составила 2,5 миллиарда. Вчера в мажилисе, видимо, под впечатлением выступления президента, также рассуждали на эту тему. Вице-министр экономики и бюджетного планирования Мадина Абылкасымова заверила: в ее ведомстве продолжат работу по совершенствованию системы бюджетирования, ориентированного на результат. Ей вторил и глава Минфина Болат Жамишев, отметивший, что бюджет с ориентиром на результат – это то, что реализовано в малом количестве стран. У нас же этот процесс уже обрел более четкий характер. Но мажилисмен Омархан Оксикбаев сказал, как отрезал: «Наверное, надо ввести в законодательство норму, вплоть до уголовного наказания, за неправильное формирование бюджетной заявки».
На этот раз народные избранники предложили очередную кардинальную меру – ужесточить наказание, вплоть до уголовной ответственности, за бюджетные нарушения. Из года в год при рассмотрении исполнения республиканского бюджета приходится констатировать практически одни и те же недоработки и нарушения: администраторы бюджетных программ не обеспечивают эффективного использования бюджетных средств. В результате объекты социального и производственного назначения не вводятся в эксплуатацию в установленные сроки, оказываются некачественные государственные услуги и так далее. Позицию Министерства экономики и бюджетного планирования высказала вице-министр Мадина Абылкасымова, которая заверила, что в ее ведомстве продолжат работу по совершенствованию системы бюджетирования, ориентированного на результат. Эту же тему поднял и министр финансов Болат Жамишев. Он подчеркнул, что касается международной практики, «бюджет, ориентированный на результат – это то, что реализовано в очень малом количестве стран». У нас же этот процесс уже обрел более четкий характер. Как известно, несколько лет назад Казахстан перешел к трехлетнему планированию бюджета. Именно об этом говорил член Счетного комитета Алтай Зейнельгабдин. По его словам, анализ исполнения закона «О республиканском бюджете на 2011–2013 годы» показывает, что в документе рассмотрены, в основном, вопросы распределения трансфертов по регионам на 2011 год. – Сегодня нереально оценить исполнение закона на три года, так как бюджет формируется в скользящем порядке, – признал Зейнельгабдин. Следовательно, в бюджете на 2012– 2014 годы все параметры республиканского бюджета на 2012-й и 2013 годы изменены. – При таком подходе оценить комплексное исполнение бюджета на финансовый год становится затруднительным, – констатировал он. Другими словами, практически все доклады и выступления сводились к задаче повысить эффективность бюджетного планирования и расходов. Вот и экс-глава Счетного комитета, а ныне депутат мажилиса Омархан Оксикбаев выразил уверенность (как человек бывалый), что именно необоснованное формирование бюджетной заявки несет за собой проблемы неосвоения. – Наверное, надо ввести в законодательство норму, вплоть до уголовного наказания, за неправильное формирование бюджетной заявки. Роль правительства здесь должна быть четкой и конкретной, – подвел итог Оксикбаев.
Тамара ВААЛЬ, Астана
| |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |