Съемки фильмов на сегодняшний день привлекают многих, если не сказать практически всех. Окунуться в мир «величайшего из искусств» пытаются и те, кто непосредственно связан с кинематографом, и даже те, кто с кухней киносоздания знаком абы как. И если определенный коллектив киношников создает большой, а главное – профессиональный творческий процесс, как это недавно произошло с многобюджетным остросюжетным боевиком «Кто вы, господин Ка?» с Асанали Ашимовым и российским актером Александром Феклистовым в главных и второстепенных ролях, то кое-кто из творческих личностей снимает фильмы, так сказать, на общественных началах. Как это случилось с трогательной, доброй кинолентой «Бумажный самолет» с непрофессиональными актерами и за нулевой бюджет. Но, как говорится, все имеет право на жизнь. Ведь главное, что всех этих людей объединяет одно большое и светлое желание – снять кино.
Чуть более тридцати лет назад на отечественные экраны страны вышли саги основателя казахского кино Шакена Айманова «Конец атамана» и «Транссибирский экспресс» его ученика Эльдора Уразбаева, которые повествовали нам о настоящем мужчине – разведчике Шадьярове. Картины вмиг стали популярными, причем не только на территории нашей страны. А ее создатели и актер, сыгравший главного героя, обрели славу и международные призы. Сегодня эти фильмы по праву входят в золотую сокровищницу казахского кино и считаются культовыми. Но, как говорится, ничто не проходит бесследно, ведь повторить яркий опыт хочется всем и всегда, а снимать продолжения сегодня даже модно. Посему в один прекрасный день, но уже много лет спустя у главного героя этих лент созрела идея создать трилогию, как этого когда-то хотел Шакен Айманов. Так к новому проекту был написан сценарий Ермеком Турсуновым под названием «Цветочник», режиссером нового полотна вновь был выбран Эльдор Уразбаев, не понаслышке знающий кухню двух прежних картин, а разведчиком Шадьяровым естественно планировался «атаман» казахского кино Асанали Ашимов. Но после некоторых интерпретаций задумка получилась несколько иной. Сценарий был полностью переписан и режиссером нового остросюжетного боевика выступил Хуат Ахметов, а сам проект нарекли «Кто вы, господин Ка?». Хотя, как и прежде, в главной роли значился Асанали Ашимов, который должен был оживить на площадке почтенного возраста разведчика, но уже совсем из другой истории. По такому случаю между актером и режиссером возникали трения, причем довольно длительные, признается Ахметов, но в итоге творческие люди пришли, наконец, к общему консенсусу и работа началась. Так всего лишь тематическое продолжение саги повествует нам о том, как после многих лет, проведенных в гонконгской тюрьме, старик-разведчик возвращается на родину в Казахстан. Но думал ли он, что благодаря случайному попутчику, молодому пареньку, он окажется втянутым в опасную интригу. Теперь, чтобы выжить самому и спасти молодого героя, он должен не только распутать хитроумный клубок, балансируя «на лезвии бритвы», но и заставить преступников запутаться в собственных сетях. А это под силу лишь человеку, обладающему мужеством, хладнокровием и изобретательностью. Но вопрос: кто этот степенный старик? И насколько случайно для него происходящее? Его прошлое неизвестно, его настоящее – шахматная партия на жизнь и смерть, а его будущее под завесой тайны… Собственно, как бы ни был изменен сценарий и описываемые события, у героев всех трех картин, помимо профессиональной игры Асанали Ашимова, есть много общего. Вместе они создают собирательный образ героя, сильного духом мужчины, верного долгу и чести. Хочется отметить, что, несмотря на трения, Хуат Ахметов был весьма лестен в похвалах относительно игры главного героя, он восхищался мудростью и сдержанностью актера на площадке, сказав, что это очередная большая актерская удача Асанали Ашимова. Ведь, несмотря на почтенный возраст, а Ашимову 72, мэтр отечественного кино был довольно убедителен в роли гонконгского мафиози, в идеале казахстанского разведчика. Асанали Ашимович в фильме довольно лихо управлял авто и демонстрировал элементы рукопашного боя. И хотя режиссер признался, что в некоторых сценах главного героя замещал дублер, в итоге все выглядело довольно убедительно, правдоподобно, а главное смотрибельно. Неплохо смотрелась в кадре игра и другого главного героя – Игорька, над образом которого трудился актер немецкого театра Филипп Волошин. И как всегда, приятно оживила отечественный проект работа российского профессионала Александра Феклистова, сыгравшего московского мафиози пусть даже и во второстепенной роли. И если наши актеры, к сожалению, в фильмах порой недоигрывают или переигрывают, то российская школа актерского мастерства как всегда на высоте. Без них казахстанские проекты пока не обходятся. Остальных второстепенных персонажей оживили на площадке Талгат Теменов, Даулет Абдигапаров, Мурат Бисембин, Ержан Тусупов, Гульшарат Джубаева. Техническая составляющая проекта целиком и полностью отечественные профессионалы, причем это было личное желание режиссера, который считает, что справиться с камерой, звуком и антуражем прекрасно умеет и наша творческая группа. А они, что и говорить, за последние несколько лет умеючи «ловят» в кадр не только актеров, но и современную натуру, в фильме ночная Москва и Алматы смотрятся просто великолепно. Помимо этих городов, в фильме можно увидеть Бангкок и Афганистан. Правда, Афган, по признанию режиссера, вырос вблизи Капчагая, но тоже смотрится довольно правдоподобно. Ну а финансовая составляющая проекта почему-то оказалась тайной, на этот вопрос нам затруднился ответить как режиссер, так и продюсер проекта, который, кстати, ведает всеми денежными делами, и даже управляющий директор по финансам, озвучив лишь, что бюджет совместный, Казахстан – Россия, правда отечественная сторона денег затратила больше. Так что будем думать, что такая секретность связана с незавершенностью некоторых деталей касательно дальнейшей жизни картины. Кстати, прокатная судьба фильма обещает быть богатой, «Господина Ка» увидят зрители не только Казахстана и России, но, возможно, и Таиланда. А на вопрос, умер ли в итоге степенный и мудрый господин Ка, потому как финал предполагает собой как бы два окончательных варианта, режиссер с улыбкой ответил, что уже на эту картину Асанали Ашимов мечтает снять продолжение. Так что, возможно, что в один прекрасный день, тяжело раненный господин Ка еще оживет. А для самого режиссера пронзительность в финале, некий уход героя, человека-легенды, кажется обоснованным. Хотя и он в принципе не прочь снять продолжение, ведь существует же несколько вариантов легендарного Джеймса Бонда…
Маржан КУДАБАЕВА, Алматы | |