Вторая казахстанская премьера 2010 года стала довольно заметным событием в жизни отечественного кинематографа. Еще бы – первый казахстанский спортивный фильм, а, как известно, даже в советское время «Казахфильм» не снимал картины в таком жанре.Что уж говорить о современности. И можно сказать, что отечественные кинематографисты пока действуют методом проб и ошибок. «Рывка» ждали еще с осени прошлого года, однако проблемы, возникшие с монтажом, отодвинули премьеру на самый разгар зимы, что еще больше усилило ажиотаж вокруг этой картины. Причем примечательность этой премьеры заключается в том, что многие казахстанцы жаждали поскорее ее посмотреть, так как прямо или косвенно участвовали в ее создании. Об этом говорится на многочисленных интернет-сайтах, посвященных этому фильму. И действительно, в фильме гораздо больше, чем в других казахстанских картинах, присутствует массовых сцен. Однако далеко не все из непосредственно участвующих в процессе оказались довольны конечным результатом… По признанию режиссера фильма Канагата Мустафина, бюджет ленты составил около 80 миллионов тенге, то есть примерно полмиллиона долларов. В принципе, это средний бюджет подобных казахстанских картин. Хотя среди себе подобных этот фильм будет смотреться более выигрышно, так как в отличие от многих подобных картин здесь имеется высокопрофессиональная операторская работа Максима Задарновского, который уже поднаторел в производстве видеоклипов, а также участвовал в создании фильма «Лавэ», где его мастерство выглядело куда скромнее. Увы, как и многие фильмы о современной казахстанской молодежи, «Рывок» отличается довольно примитивным сюжетом. Хотя идея фильма довольно неплоха – показать победу спортсмена над собой и над отчаянием, его воплощение в виде сценария получилось куда проще. Да и история, в общем-то, схематичная для спортивного фильма. Нельзя не отметить тот факт, что в последнее время казахстанские кинематографисты взяли моду представлять историю главного героя в виде разбросанных по всему фильму кусков. Но здесь, увы, мы сталкиваемся с проблемой, которая уже давно является злым бичом отечественной кинематографии. В фильме сыграли как начинающие актеры, так и мэтры казахстанского экрана. И, несмотря на то что Гульнара Дусматова, Дмитрий Скирта, Жан Байжанбаев и Меруэрт Утекешева в фильме далеко не на первых планах, их присутствие заметно украшает кадр. Да и приглашенная звезда Гоша Куценко довольно органично вписался в ход сюжета. Но что касается исполнителя главной роли Арыстана Мырзагереева, то здесь режиссер явно прогадал. К слову сказать, в самом начале проекта Мырзагереева пришлось даже обучать актерскому мастерству, что, впрочем, дало небольшой эффект. Его довольно слабая актерская игра в конечном итоге «просадила» весь фильм, а разбросанные по всему фильму куски еще больше запутали зрителя, которому самому пришлось додумывать, где здесь завязка и развязка истории. Наблюдая за игрой главного героя, вновь вспоминаешь, что молодые актеры в Казахстане – извечная проблема и нулевая ниша. Причем касается это в основном представителей сильного пола. Ведь у нас сформировалось почти целое поколение молодых актрис, которые сегодня успешно бороздят экраны казахстанских кинотеатров: это и Асель Сагатова, и Карлыгаш Мухамеджанова, и Асель Садвакасова, которая в фильме блистательно исполнила роль подруги главного героя. Что же касается молодых актеров, то, увы, пока настоящая звезда на казахстанском небосклоне не зажглась. Фильм ориентирован на молодого зрителя, и нет оснований не верить в то, что «Рывок» не соберет свою аудиторию. Бесспорно одно – лимит снисходительности к отечественному кино у зрителей на исходе, и кинематографисты должны об этом помнить.
Константин КОЗЛОВ, Алматы | |