Евразийский симфонический студенческий оркестр Казахского национального университета искусств готовится к первому европейскому концертному туру, который в период с 22 по 30 апреля пройдет в Вене, Риме, Париже и Москве. В этих целях ректором КНУИ Айман Мусаходжаевой приглашен один из выдающихся дирижеров современности, народный артист Казахстана, Российской Федерации и Татарстана Фуат Мансуров. Дирижер с физико-математическим образованием, разрядом мастера спорта по скоростному бегу на коньках и альпинизму, 82-летний Фуат Мансуров с удовольствием прилетел в Казахстан. Здесь его родина… Казахский национальный университет искусств в этом сезоне взялся за «раскрутку» своего оркестра. Впереди у студенческого оркестра ответственный европейский концертный тур. Гастрольное турне молодых музыкантов предпринято в связи с председательством республики в ОБСЕ в рамках реализации миротворческой деятельности, направленной на развитие диалога цивилизаций, культур и религий, мира и созидания, а также рекламно-ознакомительной акции-презентации нашей страны. Знаменательно, что представляет современный суверенный Казахстан новое поколение, выросшее уже в годы независимости. До выезда в Вену молодые музыканты свое искусство представили жителям Алматы и Павлодара, впереди – концерты в Кокшетау и Караганде, услышали новую программу и меломаны Астаны. Коллектив музыкантов возглавляют ректор КазНУИ народная артистка РК Айман Мусаходжаева и первый проректор университета композитор Серик Еркимбеков. Программа концертов в разных странах может меняться – подготовлены увертюра Евгения Брусиловского к опере «Дударай», симфоническая поэма Серика Еркимбекова «Минарет», сюита Арама Хачатуряна из музыки к пьесе Лопе де Вега «Валенсианская вдова» и концерт Арама Хачатуряна для скрипки с оркестром. Один из первых концертов в Алматы показал, что слушатели проявляют весьма живой интерес к студенческому коллективу. Не в последнюю очередь потому, что в этот вечер за дирижерский пульт вышел сам Фуат Мансуров. У ГАТОБ им. Абая, где прошел концерт коллектива, даже «стреляли» лишние билетики. У 82-летнего Фуата Мансурова жизнь до краев заполнена творческой работой: недавно завершилось большое гастрольное турне по Европе, где симфонический оркестр Республики Татарстан с Мансуровым успешно выступил в Золотом зале Венской филармонии, Гевандхаузе… Человек-фейерверк, человек-оркестр – это не преувеличение, это констатация факта: Фуат Шакирович – единственный академик среди дирижеров, полиглот и мультиинструменталист, прекрасно играет в шахматы. Имя Фуата Мансурова вписано золотыми буквами в историю нашей музыкальной культуры. …Маэстро Мансуров и скрипачка Мусаходжаева сделали почти невозможное: к началу второго отделения алматинского концерта число публики в зале практически не изменилось. Аншлаг. Слушать сложнейший концерт Петра Чайковского с оркестром остались даже те, кто пришел лишь за тем, чтобы потом упомянуть в разговоре «мы были на Мансурове и Мусаходжаевой». Трудно сейчас гадать, как бы исполнил прозвучавший концерт «сам Ростропович», но впечатление от интерпретации Фуата Мансурова и Айман Мусаходжаевой можно выразить кратко: праздник без помпы. До чего же свежо прозвучал концерт Петра Чайковского! Ощущением свободы, ощущением прыжка в невозможное великий дирижер и великая скрипачка заразили и оркестр, и зал. Сам композитор определял основную тему концерта как «переживания человека и всеутверждающийся оптимизм». Страшная вещь, если задуматься. Переживай не переживай, а оптимизм идет и «всеутверждается». В таком контексте заключительный мажор начинает слушаться совсем иначе. Тот, кто слышал Фуата Мансурова, думаю, согласится. «Это был воплощенный ужас в мажоре?» – переспросил у журналистов маэстро после концерта. У Фуата Мансурова певучие руки, свободный, уверенный жест. А молодые музыканты в оркестре продемонстрировали великолепную форму: качественную игру всех оркестровых групп, наполненное, мощное звучание в тутти, чистоту тембральных красок. Но, говоря об исполнении, нельзя обойти интерпретацию, которая, как известно, уже дирижерская вотчина. «Какая музыка, которая до сих пор звучит в моем мозгу, в моем сознании?» – переспросил меня Фуат Шакирович. Потом на минутку задумался. И ответил: – Знаете, это был 1941 год и мы провожали на фронт 316-ю гвардейскую дивизию генерала Панфилова. Это происходило здесь, на станции Алма-Ата I. Помню привокзальную площадь, где было собрано несколько оркестров. Воинский оркестр и штатские. Мы играли «Прощание славянки», рыдали женщины и мужчины. С тех пор, когда я слышу звуки этого марша, я плачу. – Вы учились в нашем городе на физико-математическом факультете Казахского государственного университета? – Я не только учился в КазГУ, но был не последним человеком, потому что туда попал не случайно. Я побеждал на многих математических олимпиадах. Вообще, мозги мои работали нормально. В университете учился у профессора Персидского. Во всем мире известна знаменитая «теорема Персидского». Так что можно сказать, что мне повезло. Как, впрочем, и с тем, что мама с папой наделили меня острейшим слухом. В три с половиной года я впервые вышел на сцену в качестве артиста в «Чио-Чио-Сан». Моя мама была заведующей костюмерным цехом, я уже не вылезал из театра. Хотя я, конечно, подробностей не помню. Однако такой факт у меня в биографии есть. Ребенком я был обычным. Летом лазил по горам, благо горы рядом с моим домом. Зимой я бегал на коньках, естественно. Я вставал в половине шестого утра, бегом бежал на стадион «Спартак» – город небольшой, затем после тренировки я приходил в университет на лекции. Вот так я экономил время. – Фуат Шакирович, многие журналисты, да и критики, вас любят сравнивать с шампанским. А с чем сравниваете вы себя? – Никогда не задумывался. Я в Алматы увидел солнце – и счастлив. Нет ничего ужаснее пасмурного неба. Долгое время в Москве мне не хватало солнца. А еще я скучал по родной речи. – Что самое трудное, когда исполняешь произведения Чайковского? – Ритм. – Самая большая проблема, с которой вы столкнулись, работая над концертом Хачатуряна? – Ритм. – А кто величайший, на ваш взгляд, композитор? – Моцарт. – Значит ли это, что, несмотря на активную симфоническую деятельность, вы считаете себя в настоящее время больше наставником молодежи? – Нет, я и тот и другой наполовину. Сегодня перед дирижером открываются такие многообразные сферы, включая современную музыку и джаз, что замыкаться в какой-то одной, по-моему, было бы ненормально. Я даже хотел бы однажды «вырваться» совсем в другую область – режиссерскую. Поставить «Джанни Скикки» – и обратно, к дирижерскому пульту. Однако есть одна проблема. В мои 82 года все дни расписаны на несколько месяцев вперед. – Попробуйте нарисовать свой профессиональный портрет. – Я ремесленник... ювелир, если угодно. Мне нравится работать над произведениями так же скрупулезно, как работает ювелир над огранкой камней. Я всегда все дирижирую наизусть: репетиции, все концерты – только наизусть. Моя задача – сделать хорошо, а не много. Много я еще успею, мне только 82. Знаете, когда меня спрашивают, как выучил несколько языков, я говорю, что ответить могу длинно, могу и коротко. Если коротко, то не стоит тратить время попусту. – Что помогает вам преодолевать трудные моменты жизни? – Внутренней опорой мне служат те задачи, которые сам ставлю перед собой. Они меня вдохновляют, заставляют активно работать, двигаться вперед. – Как вы любите отдыхать? – Если говорить об отпуске, то он бывает крайне коротким. В прошлом году – пять дней. В этом году с отпуском практически не получится. Люблю читать, но, к сожалению, читаю мало, так как нет времени. – Какие вам нравятся люди, какие качества вы цените в них? – Нравятся люди... Добрые и честные. Когда всплывает вранье, начинаются и в отношениях трудности. Ценю в людях трудолюбие, терпение. И способность любить.
Мира МУСТАФИНА, фото Алии РАХИМОВОЙ, Алматы
справка
Родился в Алма-Ате. В 1950 году окончил физико-математический факультет Казахского государственного университета и отделение оперно-симфонического дирижирования Алма-Атинской государственной консерватории имени Курмангазы (класс Исидора Зака). Совершенствовался в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского у Лео Гинзбурга и позднее у профессора Парижской консерватории И. Маркевича. В 1953–1956 гг. работал в Казахском театре оперы и балета имени Абая в Алма-Ате. В 1958 г. был назначен главным дирижером только что организованного Государственного симфонического оркестра Казахской ССР, в 1963-м стал главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая. В 1968–1970 гг. возглавлял Татарский академический государственный театр оперы и балеты имени Мусы Джалиля. В 1969 году приглашен в Большой театр, где осуществил постановки 4 опер и 3 балетов. Своим музыкантским опытом Фуат Мансуров щедро делится с молодежью: он много лет преподавал в Московской консерватории, а сейчас является профессором Казанской консерватории. Его выдающиеся заслуги отмечены наградами России, Казахстана, Татарстана. | |