Имя певца и прекрасного интерпретатора вокальной лирики Шахимардана Абилова широко известно в Казахстане и за его пределами. За 40 лет творческой деятельности он не только добился признания своего таланта, но и воспитал не одно поколение молодых артистов, подарив им билет в мир высокого искусства. Сегодня на сцене ГАТОБ имени Абая состоится его юбилейный концерт, в преддверии этого важного события Шахимардан Абилов согласился ответить на вопросы корреспондента «ЛИТЕР-Недели».
ЛИТЕР-Неделя: Сегодня у вас состоится юбилейный концерт в Алматы, посвященный вашему 60-летию, но, насколько мне известно, несколькими днями ранее вы уже провели подобный концерт в Павлодаре. Какие еще праздничные мероприятия ожидают казахстанцев? Ш.А.: Концерты, наверное, все-таки больше посвящены не моему 60-летию, а 40-летию творческой деятельности. Что касается концерта в Павлодаре, то это моя родина, и я решил начать эти праздничные мероприятия там. Отчитаться перед земляками, перед районным центром, где я родился. Это был большой концерт, в котором вместе со мной на сцене выступили и мои ученики, многие из которых сегодня являются солистами разных оперных театров. К тому же в Павлодаре ежегодно проходит фестиваль оперного искусства «Шахимардан приглашает друзей». А вот сегодня у меня уже концерт в Алматы, где я тоже буду выступать со своими учениками. ЛИТЕР-Неделя: А почему было решено проводить этот фестиваль оперного искусства в Павлодаре, а не в Алматы? Ш.А.: Вы знаете, я должен признать, что в Павлодарской области очень любят классику. В 2002 году, когда акимом области был Даниал Ахметов, он мне предложил сделать там фестиваль оперного искусства. Мне эта идея понравилась. Так появился фестиваль «Шахимардан приглашает друзей». И за годы своего существования он стал одним из самых ярких и ожидаемых событий в культурной жизни города. ЛИТЕР-Неделя: Сегодня вы по-прежнему преподаете в консерватории, а не возникает ли у вас проблем с набором молодежи? Ш.А.: Конечно, проблемы с набором существуют, и на то есть свои причины. Засилье популярной музыки дает знать: ведь для того чтобы стать популярным на этом поприще, не надо так много работать над собой, читать и развивать свои вокальные данные. А в оперном искусстве мало быть вокально одаренным, нужно понимать то, о чем ты поешь. Вот мне сейчас 60 лет, но, несмотря на это, я продолжаю работать над собой, часто репетирую с оркестром. ЛИТЕР-Неделя: В последнее время в прессе довольно часто стала появляться информация о том, что оперных артистов нашего театра планируют отправить на стажировку в Ла Скала. Как, по-вашему, стоит ли от этого учебного процесса ждать каких-то высоких результатов, все-таки в последнее время этот театр чаще критикуют, чем хвалят? Ш.А.: Вы знаете, я должен сказать, что сегодня не важно, где учиться, важно у кого. А вот настоящих педагогов не так много. Можно заниматься хоть в Италии, хоть в России, главное, чтобы педагог был стоящим, а шарлатанов хватает и в Ла Скала, и в Большом. И вот если попадет к ним в руки даже настоящий талант, то он может и без голоса остаться. Важно именно то, как тебе будут ставить голос, чтобы человек понимал, как владеть своим голосом. В Италии такие педагоги, конечно, есть, но их можно пересчитать по пальцам одной руки, и, насколько мне известно, их мастерство стоит баснословных денег. В XVII–XVIII веках были великолепные педагоги, но в XIX веке они ушли и унесли с собой все секреты своего мастерства Потом пошел век кастратов, микрофонов. Сейчас, конечно, появляются стоящие учителя, но их мало. К примеру, в России есть только один или два по-настоящему хороших педагога. Так что вот в чем проблема. ЛИТЕР-Неделя: Раз это такая проблема – найти хорошего преподавателя, то, может быть, вы скажете, чьи уроки не навредят таланту, а помогут ему расцвести? Ш.А.: Мне трудно сказать. Могу себя назвать, об этом говорит и то, что практически все мои ученики стали лауреатами разных престижных международных конкурсов и сегодня успешно работают в театрах по всему миру. Я до сих пор работаю над собой и, как мне кажется, нашел ту правильную модель старой итальянской школы, уже забытой многими. Об этом говорит и то, что в свои 60 лет я пою как мальчик, тембр сохранен и голос чистый. Недавно меня пригласили в Италию заниматься с их вокалистами, по этой программе наши репетиции будут проходить 10 дней, а после этого сразу будут записывать диск. А ведь мою кандидатуру выбирали из 15 других компетентные члены жюри. Так что, думаю, этот выбор говорит о том, что я не только хороший артист, но и педагог.
Марго ЭРВАНД, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |