| "А главное – поди-тка, послужи!" | Помните, именно с такими словами обратился александровский вельможа Фамусов в «Горе от ума» к Чацкому. «Служить бы рад...» – отвечает ему молодой и подающий надежды чиновник Чацкий. И на мой вопрос: «Почему молодой, перспективный музыкант не использовал возможность остаться работать за границей?» – 25-летний скрипач, выпускник Королевского музыкального колледжа Амир Бисенгалиев ответил: «Сначала надо состояться здесь, на родине, и это, кстати, важнее, чем где-то...» Ответил без пафоса, как-то даже буднично, но очень искренне! Выпускник Королевского колледжа Амир Бисенгалиев из музыкальной семьи. Его предки – знаменитые народные музыканты нашей страны. По материнской области корни связаны с великими казахскими композиторами XIX века, с домбристом Курмангазы, а также с великолепной женщиной – виртуозом, домбристкой Диной Нурпеисовой. Дед был прекрасным домбристом. На советской фирме «Мелодия» он впервые записал кюи Даулеткерея и Сейтека. Дядя Амира – скрипач с мировым именем Марат Бисенгалиев. Жизнь и творчество 25-летнего Амира опровергают поговорку, что природа отдыхает на детях великих людей: он ни себе, ни природе не дает покоя. Молодой музыкант в буквальном смысле горит желанием быть полезным своей стране. Два года назад дипломированный музыкант вернулся на родину. Многочисленные предложения остаться работать в Англии ему не пришлись по душе. И, кстати, в Лондоне Амир получил редкую возможность изучения технологии записи акустических музыкальных инструментов. Послушать Амира Бисенгалиева любители классической музыки и, естественно, посмотреть его выступление могут в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла. Надо следить за афишами. На прошлой неделе Амир выступал в рамках фестиваля «Культурная Азиада». Несколькими днями позже Амир концертным номером приветствовал номинантов госгранта «Лучший преподаватель – 2010» в Большом зале Казахской национальной консерватории им. Курмангазы. Амир – востребованный молодой музыкант. Многие слушатели все же приходят на его концерты не из любопытства, а в ожидании чего-то необыкновенного. В последнее время, к сожалению, это чувство потеряло свою первоначальную интимность, и люди идут на концерт с иными ощущениями и ожиданиями, чем это было еще тридцать лет назад. Может, время сейчас другое – более жесткое и агрессивное? «Мне бабушка рассказывала, как ходили на концерты во время войны. Но тогда обстановка была совсем другая. Ни о каких акциях не могло быть и речи. Люди приходили из-за любви к музыке и слушали, сидя в пальто в холодных залах. В этом заключается магия искусства!» – говорит Амир Бисенгалиев. Кстати, он, несмотря на свою молодость, не стесняется признаться в том, что именно к этому стремится в своей концертной деятельности. К магии искусства! В Лондоне, учась в Королевском колледже музыки, Амир не терял времени даром: сполна постигал секреты удивительной магии музыки. «Я ходил, скажем, слушать Королевский филармонический ор-кестр – там было много поучительного. Бывал и на более скромных концертах. В любом случае происходит обогащение, даже когда исполнение не очень удачное. Отрицательный опыт – тоже опыт. Что касается того, сколько нужно слушать музыки, то это сложный вопрос. Огромное количество информации, много записей – тоже вредно. Во всем должен быть здравый смысл!» – говорит музыкант. Амир стремится овладеть громадным репертуаром. Произведения Бетховена, Мессиана, Шостаковича, Венявского Амир исполняет страстно, с романтическим порывом, в полном соответствии с эмоциональным композиторским посылом. Как все началось? Это естественно, что, когда ребенок из семьи музыкантов, чаще всего его судьба уже предопределена, тем более когда дядя – знаменитый музыкант Марат Бисенгалиев, а мама – известный преподаватель по классу скрипки Аида Бисенгалиева. Вполне естественно, что четырехлетний сын Амир взял в руки скрипку. И дальше все пошло «по накатанной»... ЛИТЕР-Неделя: Амир, назовите людей, которые стали для вас образцом – и как для музыканта, и как для человека? А.Б.: Образцом для меня, как для музыканта и человека, всегда был мой старший дядя Сагадат, который безвременно ушел от нас. Я всегда – еще в детстве – хотел быть, как он, и даже сам выбор инструмента – скрипки – был влиянием моего старшего дяди. О нем мне много рассказывала мама. ЛИТЕР-Неделя: И все же ваша судьба была предопределена. Не думаю, что в четыре года вы сделали осознанный выбор... А.Б.: Конечно, моя судьба была предопределена моими известными родственниками-музыкантами. Мама говорит, что с раннего детства мои музыкальные способности проявлялись очень ярко. По ее же рассказам, я мог напевать отрывки из сложнейших скрипичных концертов уже в три года и пытался подбирать их на фортепиано. Мой песенный репертуар был настолько разнообразным и обширным, что хватило бы на целый концерт. Мое решение стать серьезным музыкантом утвердилось в начальных классах школы, потому что ощущение сцены и внимание зрителей приносили мне огромное удовлетворение и творческое вдохновение. ЛИТЕР-Неделя: Есть какие-то особенные плюсы, которые приносит вам столь близкое родство с выдающимся скрипачом современности Маратом Бисенгалиевым? А.Б.: С детства у меня сложились с ним близкие, дружеские отношения. Вопреки всем традициям и правилам этикета я никогда не использовал слово «дядя» и всегда воспринимал его как старшего брата. Мне кажется, это связано с его безграничной фантазией и умением выдумывать огромное количество забавных игр для детей. До сих пор в моей памяти часто всплывают эпизоды из детства, когда мы все вместе очень весело и беззаботно проводили время в отчем доме. Первые шаги в игре на скрипке он помог мне преодолеть очень легко, в игровой форме. Во время занятий он никогда не повышал голос и добивался результатов каким-то неизвестным, понятным только ему самому, способом. ЛИТЕР-Неделя: Самые счастливые годы – студенчество. Чем запомнились вам годы учебы в Лондоне? А.Б.: Годы учебы были очень интенсивными и плодотворными. Ритм жизни там намного быстрее, и, естественно, информативная наполненность культурной жизни дает гораздо больше возможностей для развития личности. В Королевском колледже музыки, в котором я проучился четыре года, много внимания уделялось классической музыке второй половины ХХ века, а также была возможность использовать дорогостоящую студийную аппаратуру для изучения технологии записи акустических инструментов. Я надеюсь в будущем применять все те уникальные знания, которые мне удалось получить во время учебы. Мне удалось побывать на живых выступлениях классических музыкантов, которые являются лучшими в мире на сегодняшний день: Даниеля Баренбойма, Михаила Плетнева, Франка-Питера Циммермана, Шарля Дютуа... ЛИТЕР-Неделя: Свою педагогическую деятельность вы начали еще будучи студентом в Англии? А.Б.: Да. Мне всегда нравилось помогать полезными советами начинающим музыкантам. Работая с учениками, я постоянно открываю для себя что-то новое. Этот обоюдно полезный процесс очень увлекает меня, и мне нравится видеть плоды своего труда. Возможно, мои ощущения и мысли покажутся несерьезными, в 25 лет нельзя так рассуждать, скажут скептики, но это так. ЛИТЕР-Неделя: Жизнь солиста-скрипача – это, наверное, неизбежные психические и физические перегрузки. Как вы с ними справляетесь? А.Б.: Считаю ли я жизнь солиста-скрипача сплошными перегрузками? Для меня моя профессия – это просто работа, которую я люблю и которая становится смыслом моей жизни. Каждое выступление, концерт – это в какой-то мере праздник, но, кроме того, это каждый раз еще одна вершина, это то, что я способен дать благодарным слушателям, – любовь. Надеюсь, мои концерты будут более регулярными и разнообразными. А сама концертирующая жизнь – к тому же интересное большое путешествие, которое, я надеюсь, будет продолжаться как можно дольше.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|