| Мученик | Он является особо заметной и привлекательной фигурой не только в среде артистов кино и театра, но и представителей всего общества.Этому способствовала его далеко не рядовая человеческая и актерская судьба. И не зря при рождении ему было дано «эксклюзивное» имя. Встреча юного Асанали на заре своего творчества с великим казахским актером и кинорежиссером Шакеном Аймановым, раскрывшим его яркий талант, стала счастьем и редкой удачей в жизни. За роль в фильме «Конец атамана» Асанали был удостоен Государственной премии. Будучи не только гордостью, но и совестью национального искусства, Шакен Айманов навсегда привил Асанали особо тонкую театральную манеру игры, умение постигать глубинную сущность роли. Студенческие годы были озарены первой любовью, судьба связала Асанали с дочерью Шакена Айманова – Майрой, ставшей позже известной оперной певицей. У них родились двое сыновей – Мади и Саги, они так же, как и отец, рано стали известными людьми. Но неумолимо безжалостная судьба уготовила им безвременный уход из жизни… Уроженец отдаленного поселка Байкадам Жамбылской области благодаря своему редкому дарованию зажег яркую, неугасимую звезду на небе отечественного искусства и покорил сердца миллионов. Асанали с первых своих шагов в кино стал любимцем публики. В 60–70-е годы трудно было найти человека, не знавшего его. Во времена скрытых желаний и чувств образ Асанали ассоциировался с отчаянностью и любовью. Первые спектакли с его участием появились в новую эпоху национального театра, он стал одним из представителей «нового актерского поколения». Несмотря на то, что в кино Асанали сыграл множество ролей, на долгие годы его имя оказалось неразрывно связанным с образом Бекежана – героя экранизации эпоса «Кыз-Жибек». И это закономерно. Зритель влюблялся и страдал вместе с ним – невозможно было забыть его обжигающий взгляд с экрана, а проникновенный монолог повторяли наизусть. Он умеет придать любой роли некий благородный духовный посыл, что очень важно в актерской работе. Перебирая в памяти события давно минувших дней, вспоминаю, что впервые увидел его в 1962 году. В те годы он был особенно популярен среди молодежи. Позже, уже после 90-х, в гостях у успешного сейчас в стране предпринимателя Узакбая Айтжанова состоялось наше близкое знакомство, переросшее по прошествии лет в крепкую мужскую дружбу. Известно, что кино дарит артисту популярность, но талант его по-настоящему раскрылся только в театре. Асанали, в 60-е годы переступив порог святого для казахов шанырака – драматического театра имени великого писателя Мухтара Ауэзова, поныне остается его ведущим актером. Настоящий артист в первую очередь личность. Асанали со сцены заставляет зрителя думать вместе с ним, затрагивая сокровенные уголки человеческой души, заставляет размышлять над вечными вопросами бытия. Его способность постичь истину, разглядеть главное в происходящих в жизни общества событиях, мастерски уловить и передать суть характера героя доставляет редкое интеллектуальное наслаждение. Завладев мыслями и чувствами зрителя с первых минут, он до закрытия занавеса держит его в напряжении. Самое удивительное, что публика, воодушевленная игрой актера, может несколько раз смотреть один и тот же спектакль, открывая каждый раз для себя что-то новое. В творчестве он всегда стремится быть на высоте, в нем качества настоящего мужчины и актера тесно сплетены, и однажды попавший в сети его обаяния, навсегда остается в них. Асанали тонко изображает многоликость человека, его слабые и сильные стороны. Раскрывая образ героя, выносит на суд зрителя противоречия человеческой души. При изображении в кино отрицательных героев или для достижения комического эффекта в ход идут его природный сарказм и обаятельная внешность – высокий, стройный, брутальный красавец Асанали справляется с задачей шутя, с особым шиком и внешней легкостью. Его отрицательные герои притягательны: во взгляде – оттенок печали, на лице – печать нелегкой судьбы. Неудивительно, что Асанали благодаря роли Бекежана получил широкую известность и обрел среди зрителей многочисленных поклонников. Именно этот образ из эпоса открыл его актерский талант, заставив признать его явлением национального киноискусства. Друзья из разной профессиональной среды – Абдижамил Нурпеисов, Салык Зиманов, Кенес Аухадиев, Камал Ормантаев и я – смотрели вместе спектакль «Любовь в сумерках», где Асанали играет главную роль. Восторг и волнение, горечь и радость, смятение и наслаждение – не перечесть чувства, переполнявшие нас в те минуты. Реальность отодвинулась, казалось, что мир опустел, остались лишь двое и звучали только их голоса. Это и есть, наверное, вершина драматического искусства и актерского мастерства, когда безгранична власть героя над зрителем. Поразительно, что люди, окружающие Асанали в жизни, нисколько не страдают от того, что он полностью отдается сцене. Напротив, после спектакля он возвращается просветленным. Душа его словно обновляется после каждой встречи со зрителем и жаждет новых свершений. Талант делает его провидцем в оценке событий и людей. Играя трагедию или комедию, находясь в бездорожной степи, он одинаково естественен, его чувства всегда поразительно правдивы. Театр – его мир, лишь сцена смогла вернуть его к жизни в тяжелый момент утраты родных. Постигшее его горе болью отозвалось в сердцах всех близко знавших его. С тех пор он для меня перестал быть далекой звездой и любимцем публики, а стал дорогим и близким человеком. В дни поминок по случаю гибели его сыновей, я, переживший трагедию потери дочери, пытался ему сказать для успокоения что-нибудь доброе. Но получилось нечто маловразумительное. Больно неуклюжа была моя попытка банальными словами успокоить душу человека. Между тем, вокруг так много счастливых, не имеющих никаких вопросов ни к жизни, ни к творчеству. Он в эти трагические дни, месяцы и годы пребывал в чрезвычайном напряжениия духовных и физических сил, даже в состоянии прострации, нервного срыва. Они его частенько сваливали на больничную койку. Асанали впитал от суровых уроков жизни нечто большее – стоическое отношение к несчастьям, умение продолжать жить тогда, когда продолжать совершенно немыслимо. Только выдержавшим тяжелые испытания судьба преподносит свои подарки. Лучом солнца в его жизнь вошла Багдат, она же подарила ему маленького Асанали. Недавно увидев старшего и младшего Асанали вместе с Багдат, идущих по красной дорожке Алматинского кинофестиваля, я был счастлив за них, пожелал им доброго пути в жизни. Багдат – великодушный и добрый человек, к внукам Асанали относится, как к родным детям. Асанали особо трогательно рассказывает о ее нежных чувствах в своем дневнике, страницы которого публиковались в газете. Наблюдая за игрой актеров на сцене в спектакле «Любовь в сумерках», мне показалось несколько долгим момент поцелуя героев, и я, взглянув на сидящую за нами Багдат, невольно рассмеялся. Помню, что в перерыве ко мне подошли молодые ребята и поинтересовались, отчего мне стало смешно в тот невеселый, казалось бы, момент. Позже узнал, что у Багдат есть замечательный ответ на возникающий часто вопрос о ревности: «И у меня есть сердце». Большие артисты, как дети, никогда не стареют. Как-то осенней порой Асанали проходил мимо бахчи. То ли вспомнился сладкий вкус арбуза, который остался в памяти с детства, или азарт взял вверх, только зашел он на бахчу. Не успел взять в руки арбуз, как появился сторож. Узнав в «воришке» любимого актера, он застыл на месте – ему такое и во сне не могло присниться… Мне кажется, секрет широты души Асанали в том, что он так и не простился с детством. У счастья – вкус детства. Среди друзей известны его неповторимые, колоритные шутки в стиле Ашимова. Как-то он от имени одного из друзей подписался на журнал «Свиноводство», указал его адрес для доставки. При первом получении журнала друг сначала недоумевает, наивно считая это случайной ошибкой. Только получив второй номер, он подозревает неладное. Можно только представить его лицо, когда он узнал всю подноготную случившегося и кто совершил эту «ошибку». В октябре 1996 года в 11 часов ночи звонят Узакбай Айтжанов с Асанали Ашимовым и просят меня приехать и познакомить с клубом с экзотическим названием «Матумба», президентом которого, по инициативе Узакбая, был «назначен» я. Как не исполнить просьбу всеобщего любимца, тем более он был с гостями-режиссерами из России, Узбекистана и Таджикистана, да и вообще в первый раз обратился. Состоялась живая полуторачасовая беседа, положившая начало нашей красивой дружбе. Как только мы вышли из зала, в дверях фойе нас встретила официантка, которая несла поднос с рюмками-«мерзавчиками» и закусками. Глаза Асанали при виде красивой девушки зажглись и, указывая на меня как на своего мифического соперника, он произносит: «Наташа, этому «мальчику» ты – мама, я – папа». Тут же, обращаясь ко мне, говорит: «Иди спать». Я же, не моргнув глазом, под общий хохот отвечаю: «Папа, мама, я боюсь, буду спать только между вами». Асанали, никогда не знавший поражения на дамском фронте, был вынужден «капитулировать». С тех пор в дружеской среде нас шутливо называют не иначе как «папа и сын». Он, несмотря на огромную популярность и славу, силу таланта, признанного миллионами, абсолютно лишен тщеславия. Мне думается, он из тех, кто способен во сне летать, а наяву совершать подвиги. Звание «Народный артист» стало неоъемлемой частью его имени, ему присуждено множество наград. Но все-таки, когда видишь его на открытиях кинофестивалей, на сцене театра, хочется добавить к его имени что-нибудь величественное. «Мои года – мое богатство» – вот его жизненный принцип. Несмотря на сложные коллизии, он сумел сохранить в сердце любовь к жизни, к профессии, к людям. Он до сих пор играет в постановках классических произведений главные роли, не утратил активности в кино, участвует во многих проектах, разъезжая по свету. Романтика души остается его путеводной звездой, ему всегда есть что сказать зрителю. Многие считают, что трудно с ним репетировать. Может быть. Он не дает покоя партнерам и режиссеру. Но не все сознают, что больше других Асанали мучает себя. Если бы он был спокоен, по-житейски умиротворен, притерся бы ко всем и всему, то это был бы не Асанали Ашимов. Видя его на сцене, мы бы не испытывали такой радости. Время меняет нас, оставляя свой суровый след на лицах, но игра артиста становится с годами только глубже, мудрость прожитых лет дает возможность переосмыслить поступки героев, поэтому интерес зрителя к любимому актеру с годами только возрастает. Асанали – артист драматический, трагический. Французской кинозвезде Алену Делону принадлежит фраза: «Чем значительнее актер, тем он несчастнее». Такова актерская доля: оставляя за кулисами свои личные беды и тяготы жизни, он должен на сцене соответствовать роли, образу героя. В зале сидит жаждущий видеть его игру зритель, он-то и составляет смысл актерской профессии. Трудно быть правдивым не только в роли, но и в каждом шаге своей жизни, Асанали это удается. Народный артист, блестящие роли, принесшие мировую славу, любимец публики, гордо шагающий по красной дорожке. Казалось бы, он рожден для праздника жизни. Его величеству зрителю подается отшлифованный до блеска образ героя, а муки над ролью – это уже постоянная сердечная боль актера, внешне воспринимаемая как издержки профессии. Мне кажется, что не Асанали выбирал эту профессию, а профессия выбрала его. Искусство – это, скорее, обречение, чем выбор. Кто же добровольно выберет мученичество?! Потому что творчество – круглосуточный мучительный процесс, из него складывается вся жизнь артиста. Такова участь богом данного таланта. Артист свободен лишь внешне, это своего рода фасад. Во внутреннем же его мире бушует стихия, нескончаемое страдание. К счастью, я – его зритель. Товарищ, друг, это все во-вторых. Главное – зритель. Один из миллионов. Его роли – это часть жизни. Каждого из нас. А если говорить о том главном, чего добился этот человек, – он сумел стать частью жизни огромного числа зрителей и читателей. И самое поразительное: всего этого Асанали добился, не предав себя, своих убеждений и своих учителей. Конечно, и у него наверняка были промахи и неудачи. Но предательств не было – ни разу за семьдесят лет многотрудной жизни. Невозможно постичь тайну таланта. Истина всегда будет ускользать от нас. Ясно одно: повторить Асанали невозможно.
Торегельды ШАРМАНОВ, Алматы | |
|