| Ретроспектива | Казахстанские кинематографисты после двухлетнего перерыва решили вернуться к жанру народной эпической кинодрамы – излюбленному у наших киношников. В последнее время кинодеятели чаще предпочитали коммерческие жанры, дабы наконец поднять наше кино с колен. Однако ревнители «особого казахстанского пути» сразу стали обвинять кинематографистов в потакании низким нравам публики. Тем не менее стоит признать, что зритель действительно отвык от масштабных кинополотен и «подсел» на экшен. Посему прокатная судьба «Жеруйыка», выполненного именно в жанре народной эпической драмы, представляется более чем туманной. Тем более что в последнее время в соседней России, также поднаторевшей в этом жанре, наблюдается тенденция окончательного ухода этого жанра в телевизионное кино.
«Казахфильм» решил вернуться к своему излюбленному жанру – эпической народной драме. За последние два года, когда в Казахстане, как на дрожжах, набирали популярность «модные жанры», многим казалось, что масштабные исторические полотна окончательно ушли в анналы казахстанского кино. Известный сценарист Лаврентий Сон и режиссер Сламбек Таукел фильмом «Жеруйык» пытаются вернуть интерес зрителя к подобным картинам. В качестве основной сюжетной линии авторами взята судьба колхоза под руководством Орынбая – сердобольного, чуткого к чужому горю человека. На его глазах в колхозе происходят самые драматичные события в истории нашей страны ХХ века: репрессии, война и переселение народов. Последнее проходит красной нитью через все киноповествование. Не случайно авторы картины называют ее «фильмом-благодарностью», которую выражают все народы, волею судеб оказавшиеся в сложные годы в Казахстане. Как может показаться на первый взгляд, это очень благодатная почва для трогательной человеческой истории, кроме того, ею занимаются такие мэтры, как Лаврентий Сон и Сламбек Таукел. Тем не менее на успех этой картины едва ли приходится рассчитывать. И причин тому немало. Во-первых, время выхода в прокат данной картины – начало лета. А это, как известно, мертвый сезон в кинотеатрах. Кроме того, жанр народной эпической драмы на постсоветском киноэкране переживает не самый лучший период. Ярчайший тому пример – неудачи сиквела и триквела михалковских «Утомленных солнцем». Критики справедливо указывают на то, что подобный жанр в последнее время буквально «обречен» уйти в жанр многосерийного телефильма, так как снимать такие ленты для большого экрана просто нелогично и убыточно. Во-вторых, особое внимание нужно обратить на сценарий. Понятно, что Лаврентий Сон всего-навсего хотел показать несчастную судьбу переселенных корейцев и других народов в суровые сталинские годы. Но на деле вместо истории людей получилась киноагитка для людей, не знающих собственной истории. В этом, думается, и есть основная причина прогнозируемого провала данной ленты в прокате. Те, кто знают историю, не станут еще раз пересматривать на экране события тех грозных лет, ибо за последние годы и в российском, и в казахстанском кино об этом сказано столько, что режиссерам более ничего не остается, как повторять заезженные и набившие оскомину штампы. В связи с этим вспоминается и вот что: в беседе с Арменом Джигарханяном о его роли Сталина в сериале «Звезда эпохи» он сказал, что считает ее неудачной именно из-за сценария. Джигарханян посетовал на то, что сценарий и образ «отца народов» как будто писали исключительно из газетных вырезок и учебников истории. То же самое, в принципе, можно сказать и о «Жеруйыке» – все до боли предсказуемо и банально, при этом никакой оригинальности и креатива. Для молодежи же это и вовсе не представляет интереса, так как сквозной сюжет без четко выраженной линии для тинейджеров, привыкших к экшну, вообще не будет понятен. А принудительные показы в школах – высказывались и такие идеи – и вовсе окончательно отвернут молодежную аудиторию от фильма. Впрочем, «Жеруйык» стоит поблагодарить хотя бы за одно: своим появлением на экране фильм подведет черту и окончательно убедит кинематографистов отойти от банальностей, штампированных сценариев и увести тему 30–40-х годов на телеэкран, где у него гораздо больше шансов быть замеченным.
Константин КОЗЛОВ,Алматы | |
|