14-06-2011
|
| Не наше все | Дебютная работа кинокритика Тулегена Байтукенова и режиссера Тимура Касымжанова – это своего рода казахстанский ответ жанру комикса, который давно и прочно обосновался в Голливуде и ежегодно снабжает весь мир сомнительного рода продукцией. «Бэтмены», «Супермены» и «Человеки-пауки» всегда собирали и собирают хорошую кассу. Однако это вовсе не обещает подобной участи отечественному дебюту в таком жанре. «Супербаха» снят в наиболее успешном по критериям кассовых сборов для Голливуда жанре . В последнее время в нашем кино четко обозначилась не очень приятная тенденция – отечественные киношники готовы треснуть пополам, лишь бы угнаться за модными тенденциями западного кино. Разумеется, насколько позволяют средства. Уже бывали попытки реализовать на экране модные «стрелялки», триллеры, скабрезные комедии, теперь очередь дошла и до фильмов-комиксов. То есть планка смысловой нагрузки в погоне за рейтингами неуклонно снижается. Кто-то скажет – актуально, кто-то скажет – бездуховно. Хотя очень часто в нашем общественном сознании это не так уж и разделимо. Двойная бухгалтерия постсоветского зрителя – притча во языцех. Уже неоднократно проверено, что, находясь в зале, наш зритель может ухохатываться над шутками ниже пояса, искренне вздыхать и плакать на бездарной мелодраме и столь же истово осуждать пошлятину и примитивный сюжет, выходя из кинозала. В этом мало кто признается, хотя это действительно так. Трудно сказать, что ожидает «Супербаху». Во-первых, фильм не обещает зрителю ничего принципиально нового. Историй про затюканных ботаников, превратившихся в суперменов, снято видимо-невидимо. Со всеми соответствующими атрибутами: злые дяди, мечтающие покорить мир, плохие мальчики, третирующие главного героя. Дань Родине – мудрый старик из юрты и волшебная домбра. Справедливости ради стоит отметить несколько удачных моментов, относящихся большей частью к сценарию. Это искрометный юмор, который то и дело проблескивает в некоторых сценах. К сожалению, подобных моментов не так много, но они есть, и это радует. Разумеется, данная история предназначена прежде всего для детей. Однако вовсе не стоит думать, что успеха среди самой непосредственной аудитории можно добиться только лишь повторением голливудских штампов. Надо сказать, что, пока первый фильм-комикс с трудом появлялся на свет, дети уже успели посмотреть кое-что более зрелищное. И, к сожалению или к счастью, уговоры поддержать отечественного производителя на маленьких зрителей не действуют. И нашим режиссерам ничего не остается, кроме как через тернии повышать свое мастерство и художественный уровень выпускаемой ими продукции. Хотя вполне вероятно, что детям и понравится эта история, где они смогут увидеть себя и своих сверстников, – все-таки фильм снят в родном городе, на родной натуре. Но главное в том, чтобы Тимур Касымжанов и Тулеген Байтукенов в случае успеха не оставляли попыток самосовершенствоваться, не стали почивать на лаврах, как это часто бывает в нашем кино с фильмами успешными, но с творческой точки зрения не выдерживающими никакой критики. Пласт непритязательного зрителя у нас уже сформирован. К сожалению, количество низкопробной пошлятины на мировом экране меньше не становится. А поборников аутентичности, чем и славится казахское кино, в мире с каждым годом все меньше и меньше. Отсюда и опасность в погоне за модой растерять свое достояние уже очень ощутима.
Константин КОЗЛОВ, Алматы | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |