С августа в Алматы начнут свою работу Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Это будет своего рода первым учебным заведением, которое будет осуществлять подготовку и переподготовку кадров в области кинематографии. Так, потенциальных телережиссеров будет наставлять на творческий путь известный кино- и телережиссер, создатель знаменитых в 70-е, 80-е годы телеревю и бенефисов, один из отцов-основателей развлекательного телевидения в СССР Евгений Гинзбург. В эксклюзивном интервью «ЛИТЕР-Неделе» Евгений Александрович рассказал, почему он не любит современное российское развлекательное телевидение и чего он ждет от своей преподавательской работы в Казахстане. ЛИТЕР-Неделя: Евгений Александрович, скоро вы начнете преподавать на Высших курсах сценаристов и режиссеров. А у вас уже есть такой опыт? Е.Г.: Несмотря на то, что у меня богатый режиссерский и сценарный опыт, я еще начинающий педагог. У меня есть опыт преподавания в МИТРО (Московском институте телевидения и радио «Останкино»). И должен признать, что это очень печальный опыт. Люди, с которыми я там работал, к сожалению, мало что поняли в этой профессии. Я могу вспомнить от силы трех моих учеников, у которых есть потенциал и которых я могу назвать перспективными. Состояние современной режиссуры на ТВ на постсоветском пространстве очень удручающее. ЛИТЕР-Неделя: Но сегодня мы наблюдаем на российском медиа-пространстве массу развлекательных высокобюджетных передач. Или это не в счет? Е.Г.: Сегодня режиссер на российском телевидении – фигура не креативная. Режиссер – это обслуга, как бы талантлив он ни был, как бы он ни владел технологиями, он все равно остается вторым лицом в создании проекта. Когда наше поколение режиссеров работало на телевидении, мы были людьми первыми. Мы все сочиняли и создавали проект от нуля до успеха. Сегодня положение режиссуры в российском телевидении вторично. Хотя я с удовольствием смотрю, как молодые режиссеры в проектах, которые я ненавижу и не принимаю, блестяще монтируют, великолепно снимают, у них роскошный свет. Профессионально, ремесленно, изысканно. Но все равно – это ужас. ЛИТЕР-Неделя: Можете привести примеры? Е.Г.: Да практически все развлекательные программы очень лихо делаются. Но, во-первых, они все одинаковые. Во-вторых, все жирные в прямом смысле этого слова и никакие по эстетике и по смыслу. Ведь уже давно известно, что попсово-гламурная верхушка и вообще попсово-гламурная жизнь перестала быть модной. Зрителей это уже не интересует. Телевидение гибнет – оно завязло в этом болоте. И выхода нет! Он может быть только один – режиссер должен перестать обслуживать продюсеров и стать наконец креативщиком, причем самым важным. ЛИТЕР-Неделя: Сегодня многими людьми искусства, в частности Геннадием Хазановым, поднимается вопрос о кавээнизации телевидения. Как вы к этому относитесь? Е.Г.: Мысль абсолютно точная. КВН во многом придавил телевидение. Ведь основные начальники – продюсеры сегодняшнего телевидения вышли оттуда, и понятно, откуда ноги растут. Но самодеятельность никогда не станет профессией. Она так самодеятельностью и останется. Освоение профессии и сама профессия гораздо глубже и интереснее, чем такое обывательское представление о таком сложном мире, как телевидение. ЛИТЕР-Неделя: Неужели ситуация настолько плачевна и, по вашему мнению, нет ни одной сколько-нибудь интересной программы на ТВ? Е.Г.: Ну почему же? Есть и несколько удачных телепроектов последнего времени, на мой взгляд, сегодня очень хорошо работают создатели «Большой разницы» и «Прожекторперисхилтон». Но, к большому сожалению, они тоже уже увязают. Уже тематически все это устарело и поднадоело. Одни и те же персонажи – я не говорю о талантливых актерах, замечательных ведущих, я не говорю о хорошей режиссуре. Я говорю лишь о том, что темы высмеивания очень мелкие. Одно и то же: бесконечные Жириновский, Настя Волочкова, Петросян и Ксюша Собчак – ну какие это темы! Это уже давно не смешно, а главное – неинтересно. ЛИТЕР-Неделя: Вы известны как постановщик знаменитых бенефисов и телеревю, гремевших на советских телеэкранах в 70-е, 80-е годы. Возможен ли сегодня такой жанр на телевидении? Или же он окончательно канул в Лету? Е.Г.: Жанр не умер. Потребность в такого рода фильмах и ревю есть не только у зрителя, но и у артистов. Но, к сожалению, не у продюсеров. Сегодня мы не видим таких проектов на телевидении, потому что им это не выгодно. Это затратно, это долго, у таких проектов не всегда программируемый рейтинг, поэтому и не развивается эта история, и вряд ли будет развиваться, при моей жизни во всяком случае. ЛИТЕР-Неделя: Но сегодня на многих российских телеканалах едва ли не каждый Новый год показываются мюзиклы. Что это, по-вашему, та же самая самодеятельность? Е.Г.: Абсолютная! И с теми музыкальными фильмами, бенефисами и телеревю, которые делались в советское время, это абсолютно нельзя сравнивать. Понимаете, когда из фильма в фильм повторяются одни и те же персоналии. Когда буквально на коленках в Киеве и Питере за крошечные деньги снимаются дурацкие истории с плохой музыкой, с плохими и до боли надоевшими публике актерами. Ну и результат налицо! ЛИТЕР-Неделя: А чем же объясняется высокий рейтинг таких проектов? Заговором продюсеров? Е.Г.: Я не верю в рейтинги! На мой взгляд, на нашем российском телевидении идет такая виртуальная игра канала с каналом. Зависит это от количества рекламы. А кто заказывает эту рекламу, мы прекрасно знаем! ЛИТЕР-Неделя: Что вы ждете от работы в Казахстане? Е.Г.: Я от работы здесь жду очень многого. Я хочу чистого воздуха. По правде сказать, мне очень надоела Москва. Прежде всего, профессиональной жизнью, которая стала тяжелой, невнятной, где царствует пошлость и отсутствие креатива. Я прекратил свою работу на телевидении почти год назад. Я устал лепить однообразные новогодние огоньки. Хотя в последнее время я делал новогодние проекты для «Культуры», и это были достойные работы и для меня, и для канала. Но все равно такая ежегодная игра в конвейер меня очень утомила.
Беседовал Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
| |