| Спасибо, что живой | Жизнь Владимира Высоцкого была недолгой, но яркой, интересной и насыщенной как в творческом, так и личном плане. В его жизни было много историй, достойных стать основой для художественного фильма, но со дня его смерти прошло уже больше тридцати лет и только в декабре 2011-го мы увидим первый фильм об одном эпизоде из жизни легенды. В интервью газете «ЛИТЕР-Неделя» сын артиста Никита Высоцкий рассказал, почему в основу фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» легла история о его гастролях в Узбекистане, где он пережил клиническую смерть.
ЛИТЕР-Неделя: Известно, что работа над этим проектом заняла немало времени, и все-таки сколько лет ушло на реализацию этого проекта? Н.В.: Решение снимать фильм о Высоцком было принято еще пять лет назад, это была идея Константина Эрнста. Однако снимать картину мы начали только летом прошлого года. И за все эти годы была проделана колоссальная работа. Для всех, кто был занят в этом фильме, это было очень важное событие, а потому у нас не было каких-то строгих временных рамок, графиков сдачи. Мы старались не экономить, а сделать все, чтобы у нас получился хороший, качественный фильм. Так что мы работали долго и старательно, что, увы, не свойственно современному кинематографу. А если говорить обо мне, то 8 августа мне исполняется 47 лет, так вот я думаю, что работаю над этой картиной 47 лет. ЛИТЕР-Неделя: Наверное, этим и было обусловлено то, что вы одним из первых пробовались на главную роль в этом фильме? Н.В.: Вы видели трейлер к этому фильму и, наверное, заметили, что мы стремились к максимальному сходству с Владимиром Семеновичем, но как вы сами видите, я на отца не похож. Ну по крайней мере в той степени, чтобы меня можно было принять за него. Поэтому если бы я играл отца, то это было бы уже кино для любителей, артхаусное. Я не считаю себя плохим актером, что-то я бы, конечно, сыграл, но вот ощущения, что Владимир Высоцкий смотрит на вас с экрана, уже не было бы. Это было бы очень похоже на театральный прием, как когда-то Олег Янковский в одном спектакле играл Ленина и при этом он не клеил бороду, не картавил, у него даже не было лысины. Но он был Ленин. То есть это было бы уже другое кино, а потому от этой идеи мы отказались достаточно быстро. ЛИТЕР-Неделя: Итак, в картине появился актер «икс», имя которого до сих пор держится в строжайшей тайне… Н.В.: У нас в титрах действительно не будет указано имя актера, исполняющего главную роль. Но, как мне кажется, это решение творческое, идеологическое, хотя, конечно, я понимаю, что оно довольно необычное, а потому вызывает такой большой интерес и даже интригует. Но все это сделано с одной лишь целью, чтобы зритель полностью погрузился в рассказанную в фильме историю, пережил несколько дней из жизни Владимира Семеновича, а не терзался вопросами «похож, не похож?», «вот здесь он, а здесь не он». Для нас важно, чтобы вы, глядя на экран и видя воссозданный образ, понимали, что да, он похож на Владимира Высоцкого, а не на кого-то другого. К тому же это достаточно мужественное решение самого актера, потому как работа была проделана просто огромная и, несмотря на это, он принял решение, что его имени в титрах не будет. Но мы все знаем, что все тайное рано или поздно становится явным, так что в день премьеры – 1 декабря – имя актера, исполнившего главную роль, будет объявлено. ЛИТЕР-Неделя: Кино – это искусство компромиссов, какие они были у вас? Н.В.: Да, вы правы, кино – это всегда отступление от первоначального замысла, потому как когда мечта сталкивается с суровой реальностью, то, как правило, победу одерживает реальность. Мы не стали исключением, и нам, конечно же, тоже пришлось пойти на некоторые компромиссы. Я не хочу сейчас углубляться в эту тему, могу только сказать, что у нас были запреты на определенные съемки, но мне кажется, мы не опустили планку, наверное, именно этим и объясняется такая длинная история реализации нашей картины. Долгие съемки, долгий постпродакшн. Мы хотим в конечном результате свести к минимуму все эти компромиссы и по возможности максимально воплотить начальный замысел. Были сложности и с актерским составом, многие из тех, кого мы хотели видеть в нашей картине, отказались у нас сниматься, и это, я думаю, наш минус. И несмотря на то, что у нас прекрасный актерский состав, я понимаю, что он мог быть лучше, может быть, где-то более точным. Где-то ушла натура, где-то, пардон, брак, что-то пересняли, но пересъем – это всегда некий повтор, и кино в этом плане отличается от театра. В кино повтор, как правило, хуже первой съемки, потому как ушло чувство, настрой, ощущение. Мы сделали все, что могли, никто не экономил сил, денег. Но вы сами понимаете, что для меня это не просто кино, это фильм о моем отце, и может быть, с моей стороны это дерзко прозвучит, но я скажу: «Несмотря ни на что, мы сделали хорошее кино».
ЛИТЕР-Неделя: А почему в основу этого фильма лег именно этот отрывок из жизни Владимира Высоцкого, его гастроли в Узбекистане, где у него была клиническая смерть? Н.В.: Дело в том, что я с этим сюжетом живу больше тридцати лет, я его не выбирал. Просто он перевернул мое отношение к отцу. Мне рассказал эту историю Сева Абдулов на девять дней смерти отца. Он был непосредственным участником этих событий, которые сначала были описаны в сценарии, а теперь вот уже сняты. Тогда эта история меня потрясла, она перевернула и изменила все мое отношение к нему. Не в том смысле, что до этого я к нему плохо относился, а стал хорошо, просто я относился к нему как к папе, у которого можно было стрельнуть денег на жвачку, джинсы. То есть это было мое частное дело, а вот эта история помогла мне понять его масштаб, его значение, его принадлежность не столько ко мне, к моей семье, сколько его всеобщность. И я с этой историей жил, и когда Константин Эрнст предложил сделать фильм, я решил, что именно эта история должна лечь в его основу. Вы еще не видели фильм и, наверное, сложно будет представить, но вот в этих пяти днях сошлось все: его драма, его любовь, его надежда, его обреченность, его победы и творческие, и личные, его поражения, предательство. И если я не ошибаюсь, не обманываюсь, то в этом отрезке можно увидеть всю его жизнь.
Карина ЮДЕНИЧ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|