| Семиструнная жизнь | Если вы сидите в хорошей компании у костра или просто за праздничным столом и под рукой у вас гитара, рано или поздно вы неминуемо споете: «А бабочка крылышками – бяк, бяк, бяк, бяк…».А также о том, что «смешно, безрассудно, нелепо, безумно – волшебно…». И вообще «Губы окаянные, мысли потаенные, бестолковая любовь, головка забубенная…». Все эти и многие другие песни (их число уже перевалило за несколько сотен) написал поэт, драматург, автор и исполнитель Юлий Ким, который на днях побывал в Алматы Песни Кима звучат в 50 фильмах и не менее чем в 40 спектаклях. По оригинальным сценариям поэта сняты две картины – «После дождичка в четверг» и «Раз, два – горе не беда», спектакли по его драматическим произведениям с большим успехом идут в российских театрах. Он – автор переводов почти всех текстов русского варианта мюзикла «Собор Парижской Богоматери»… – Юлий Черсанович, за последние лет шесть появилось много интересных авторов. Чье творчество вам больше всего импонирует? – Михаил Щербаков и Тимур Шаов. В настоящее время барды работают на стыке жанров. Происходит симбиоз авторской песни с роком, фольклором, джазом. Это естественный процесс. В авторской песне, как и в любом виде искусства, были люди, которые заложили основы и определили рамки. Следующее поколение воспитывалось на их творчестве, пыталось повторять. Кто-то так и остался только подражателем, а кто-то пошел своей, уникальной и часто очень тяжелой дорогой. Вот этой дорогой идет, на мой взгляд, Тимур Шаов. Его цитируют и поют и на Камчатке, и в Хабаровске. В 1997 году он дал свой первый концерт, выпустил четыре диска и собирает полные залы в Москве и Питере. – Путь на большую сцену для многих певцов различных жанров начинался с конкурсов и сборных фестивалей. В авторской песне таковых много, а помогают ли они молодым бардам найти своих слушателей? – Признаюсь, я на Грушинский фестиваль один раз съездил. Вернулся под сильнейшим впечатлением. Огромная масса народу. Неуемный энтузиазм. В общем, я уверен, что бардовская песня жива и будет жить. Если вам кажется, что о ней мало слышно, это вовсе не значит, что она умерла. Помню, в шестьдесят каком-то году, произошел такой анекдотический случай. Проходил анонимный конкурс бардовской песни. Авторы присылали свои кассеты с какими-то девизами, но без имен. Визбор занял тогда третье место, а о первых двух победителях сейчас никто и не помнит. Каждый пишет, как он слышит, и каждый судит в рамках своего профессионального кредо. По одной – двум песням, которые требуются на любой конкурс, нельзя понять исполнителя. Дело не в конкурсах. Повторю еще раз – надо выходить на большую аудиторию. Многие авторы просто не могут сделать хорошую запись, чтобы, например, прийти с ней на радио. Да и радио такого формата пока не существует. Любой автор, будь он самым замечательным, если его не показать публике, так и останется неизвестным. На мой взгляд, пришло время продюсеров. Настоящая авторская песня может остаться авторской песней и истинный бард может остаться бардом, если в него будут вкладывать деньги, если его будут раскручивать. Авторская песня ждет своих продюсеров. – Лет 30 назад никто и не думал о том, чтобы содействовать распространению песен Высоцкого и Окуджавы. Может быть, молодым исполнителям не дано стать кумирами нового поколения или действительно: «иные времена, иные нравы»... – Это приметы нашего времени. На телевидении и радио появляется только коммерческая музыка. Но слеты и фестивали, которые есть и в США, Австралии и Европе, и в России, и у вас в том числе, показывают, что интерес к авторской песне не ослабевает. Я уверен, если любого из вышеперечисленных исполнителей выпустить на сцену, он будет петь на бис, и не один раз. Проблемы в том, чтобы показать публике этих самых авторов. На крупных мероприятиях выступают в основном мэтры, туда молодежь и близко не пустят. Но я думаю, что именно те люди, о которых я говорил, смогут «докричаться» до своего народа, как в свое время это сделали Высоцкий и Окуджава. Если у автора нет песни, которая гуляет в народе и считается народной, то зря он писал остальные 200 – 400 песен.
Мира МУСТАФИНА, Алматы | |
|