| Кино в компании | Александр Наумович Митта, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор активно трудится на ниве кинематографа.Кроме того, что сейчас он готовится снимать свой очередной фильм, в последнее время мастер часто выступает в роли участника и председателя жюри многих кинофестивалей. А между тем осень в Алматы – пора традиционно богатая на разного рода фестивали. Маэстро советского кино дал довольно интересные характеристики отечественным кинематографистам. – Как вы оцениваете уровень казахстанского кино сегодня? – Я с большим интересом слежу за деятельностью вашего соотечественника Тимура Бекмамбетова, единственного человека в российском кино, кто сделал режиссерскую и продюсерскую карьеру на мировом уровне. Он добивается успехов в Америке и в России. Его кинокомпания делает самые зрелищные и технологически новые фильмы. Конечно, даже достигнутый уровень не сравним с тем, что делают самые развитые в области кинематографии страны. Казахстан, как страна, которая не имеет своей индустрии и налаженного контента специалистов, пока не может в полной мере развивать свою киноиндустрию. Помимо грамотных сценаристов и режиссеров нужна команда: грамотные продюсеры, грамотные лайн-продюсеры, монтажеры, администраторы, художники, ассистенты. Это большой круг профессионалов, которые выдавливают свою капельку меда в общую бочку – и тогда картина получается. Когда этого нет, остается только режиссерский замысел и малые средства, конечный счет не сравним с тем, что есть в высоких образцах европейского кино. Но казахстанский народ очень живой и творческий – Почему же Россия и постсоветские страны до сих пор отстают от Америки по техническому уровню? – Сегодня российское кино только старается поднимать свой технический уровень. Например, на «Мосфильме» сейчас сделана очень качественная постпродакшн-индустрия, которую используют все крупные российские и ближнезарубежные кинокомпании. Во-первых, денег по-прежнему не хватает. Во-вторых, долгое время они расходовались бесконтрольно. Ну и, в-третьих, часто эта поддержка буквально обрывается на полпути. Что значит дать возможность зрителю увидеть кино – сначала надо дать возможность сценаристу это кино придумать, потом дать возможность продюсеру и режиссеру это кино снять, ну и, наконец, дать зрителю в кинотеатрах это кино увидеть. Вот этого нет абсолютно. Российское кино практически никто не видит, так как все кинотеатры отданы американцам. – Многие ссылаются на ушлых продюсеров, которые пытаются сэкономить на производстве. – А какой смысл продюсеру сегодня снимать кино, которое не попадет на экраны – он же просто разорится. И продюсер просто-напросто пилит бюджет. То есть то, что он мог бы заработать на прокате, он берет себе на стадии дележки сметы. Таким образом, картина получается значительно менее интересной, чем она могла бы получиться. И обвинять их нельзя. Только на Западе продюсеры вкладываются в фильм и получают деньги с проката, а наши вынуждены вертеться, чтобы получить свою долю, чтобы шло производство и чтобы не разорилась компания. С такой ситуацией снимать высокобюджетное кино очень трудно. Даже Михалков, который взял очень большие государственные деньги на свои «Утомленные солнцем-2», столкнулся с этой проблемой. Зритель просто не хочет смотреть эту картину. – Вы известны тем, что сняли первый советский фильм-катастрофу. Вас можно считать режиссером качественного, зрелищного кино. А сегодня хорошим тоном считается противопоставлять зрелищность интеллектуальности. – Так было всегда. Фильм «Экипаж» в Советском Союзе не получил ни одной премии. Единственной его наградой была посещаемость зрителей в кинотеатрах. Я уже знал, когда еще даже не начал снимать «Экипаж», что сделаю фильм, который усадит весь СССР в кинозалы. Тогда мне очень помогла поддержка «Аэрофлота», который осуществлял нам спонсорство по «бартеру». И я даже не знаю, какой полный бюджет был у «Экипажа». Сегодня бы этот фильм снять в России было бы невозможно – это было бы очень затратно. А там мне дали самолет – и я его снимаю, надо взорвать самолеты – меня везут на «кладбище самолетов» и разрешают взрывать столько, сколько мне нужно. – Над чем сейчас работаете? – Я сейчас на стадии подготовки своего следующего проекта. Хочу снять картину про художников русского авангарда – Казимира Малевича и Марка Шагала. Это два диаметрально противоположных характера, и о том, что происходило между ними, слава Богу, пока никто не знает. Малевич об этом ничего не писал, а Шагал об этом говорил очень уклончиво, так как их отношения были очень драматичны. Сейчас завершается работа над сценарием, и уже продюсеры потихоньку начинают изыскивать средства для картины. Так что, надеюсь, скоро вы все узнаете и увидите. Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|