| Диктатура таланта | Он мечтал, чтобы о его юбилее не узнали. О презентации комплекта DVD-дисков, отражающего ретроспективу его творчества, которая пройдет сегодня в столичном концертном зале «Казахстан», он не хотел даже слышать.Коллеги в один голос отмечают его удивительную скромность, а режиссер Талгат Теменов сказал: «Жолжаксынов – не фамилия, а диагноз!». Таков юбиляр – известный актер и режиссер Досхан Калиевич Жолжаксынов. Однажды легенда отечественного театра, народная артистка СССР Хадиша Букеева сказала, что есть актеры, понятные, как холодильник: от них есть польза, но нет тепла. И загадки в таких актерах нет: их включают – они работают. А есть иные – неясные, как день или как ночь. Но ты вдруг понимаешь, что не наблюдаешь за ними, а живешь в том мире, который они создают. Поклонники творчества Жолжаксынова согласятся, если именно к таким актерам мы его причислим. Он был любимым учеником Хадиши Букеевой, учился актерскому мастерству в мастерской великой казахской актрисы. Как говорится, яблоко от яблони далеко не падает. Всем своим творческим путем он доказывает право актера на свободное существование. Судя по всему, он это доказывал всегда, а не только когда стал народным, любимым и прочее. Это не звездная болезнь, это такой характер. Он не терпит никакой диктатуры, кроме диктатуры таланта. В настоящее время Досхан Калиевич пишет сценарий к новым кинопроектам. Это «Наркыз», основанный на сюжете эпической поэмы Нурпеиса Байганина, и «Кунанбай» – об отце великого поэта, просветителя Абая. Ярчайшим режиссерским дебютом в кино для юбиляра стала историко-романтическая драма «Биржан сал». Несколько лет назад этот проект Досхана Жолжаксынова не только кинокритики, но и обычные простые зрители назвали новой страницей в осмыслении исторического прошлого в казахстанском кинематографе. Не секрет, что, несмотря на многочисленные фестивальные успехи казахского авторского кино, очень не многие ленты, снятые за годы независимости, сумели найти дорогу к сердцам зрителей. Среди них по праву можно назвать «Биржан сал» Досхана Жолжаксынова. Фильм о последних годах жизни певца, композитора-песенника, поэта-импровизатора Биржана Кожагулова, о его последней любви к юной Ляйлим увидели зрители во всех регионах республики. Везде наблюдался полный аншлаг. …Алматинский кинотеатр «Алатау». Желающих попасть на премьеру было слишком много, очередь у входа в кинотеатр, смяв красную дорожку, растянулась до проезжей части улицы Толе би. В холле кинотеатра та же картина: с трудом можно было протиснуться в зрительный зал. Немыслимое количество публики. «Я-то прошла по пригласительному билету. А вот что будет, если все эти люди войдут сюда?» – спросила у коллег режиссер-кинодокументалист Ася Сулеева. «Я забыл билеты дома. Мне нужны новые», – говорил народный артист СССР Асанали Ашимов по телефону с организаторами кинопоказа. Вскоре мэтра с супругой пропустили. Некоторым приглашенным – среди них были и очень именитые – пришлось сидеть на приставных стульях. Найти друг друга в переполненном зале кинотеатра было почти невозможно. Так не рвался зритель в кинотеатр на отечественный фильм со времен «Кыз Жибек». «Биржан сал» не мог не понравиться. И не только великолепным актерским ансамблем, но и музыкой Толегена Мухамеджанова. Искренний респект по поводу того, как же удалось Досхану Жолжаксынову (он сам исполнитель главной роли) совладать с таким количеством популярных людей. Ведь это дело весьма тонкое и отчаянное. Свой профессиональный секрет Досхан Калиевич, безусловно, не выдает никому. Хотя все знают, как он бережно относится к творческим людям. И все помнят его знаменитую фразу: «За своих актеров я горло перегрызу!». Идею своего первого режиссерского кинопроекта Досхан Жолжаксынов вынашивал давно, можно сказать, с детства. С колыбели он воспитан на песнях и кюях, которые исполнял его отец и многочисленные гости их дружной семьи. «А любовь к природе у меня с детства. Наши степи, горы, озера, табуны… Мне всегда хотелось показать эту красоту на экране в сочетании с искусством, колоритом народа, музыкой. И даже выезжая за границу, при всем комфорте и интересной программе я начинаю тосковать по родным просторам, казахской домбре», – говорит Досхан Калиевич. И, кстати, в «Биржан сал» восхищает одержимость группы подводных операторов, которым удалось сделать необычные съемки в холодной воде Иссык-Куля, а также воссоздание авторами фильма знаменитой Кояндинской ярмарки. Для этой цели было выстроено несколько аулов, учитывалась практически каждая деталь декорации. Тщательность и скрупулезность – еще одни качества характера Жолжаксынова. «До съемок я посетил аул Биржана в Кокшетауской области, как бы прося его благословения, разрешения на работу. Встретился со стариками, которые знали его сына Темиртаса, внимал легендам и духу тех мест. Жив внук Биржана – Мухамедкали, аксакалу 85 лет. После запуска картины на каждом этапе всей командой велась очень кропотливая работа. Мы ответственно разрабатывали декорации, построили аулы, вдумчиво готовили костюмы, шили их только из тех тканей, которые носили в те времена. Не хватало юрт, пришлось взять их в аренду у киргизских коллег», – рассказывает Досхан Калиевич. То, что фильм действительно серьезный и проблемы, поднимаемые в нем, актуальны для всех, не отменяет того, что в «Биржан сал» много тонкого юмора. На славу потрудился в проекте сценарист – известный писатель, музыкант, критик, эссеист Таласбек Асемкулов. Это картина зрелого и вдумчивого мастера. Любопытно: о продолжении актерской династии мечтает второй сын Досхана Калиевича – Бекзат. Он студент американского университета. В кино пока он еще не снимался, а вот музыкальные способности у него есть. Бекзат хорошо играет на домбре. В настоящее время Досхан Калиевич полностью посвятил себя режиссерству и написанию сценариев. Словом, сменил амплуа. Досхан Калиевич признается, что один из главных аспектов в ремесле режиссера – умение заглянуть в глазок камеры и увидеть жизненное пространство. Он пришел в режиссерство, чтобы постичь что-то новое. Возможно, чтобы постичь себя. Пусть ему и 60 лет. И он не стесняется этого. Он открытый человек. Любовь к природе и активному образу жизни – формула его великолепной формы. Он заядлый охотник. Несколько лет назад Досхан Калиевич подстрелил 9 волков, помог чабанам. Иногда даже в день рождения он уезжает на охоту, так он поступил на свое 55-летие… А его актерские роли перечислять не будем: газетная полоса не справочник. Важно другое: проходных ролей у него никогда не было. Статичных тоже. Пустых, неинтересных людей Жолжаксынов не играл никогда. Он может играть все: лирических современников или вовсе не лирического хана. Он может быть бравым или совсем не бравым, а стареющим и теряющим влияние человеком. (Кстати, как правило, Жолжаксынов играет без архисложного грима, и такие разные персонажи имеют одно – его – лицо.) На самом деле он может быть кем угодно. Единственное, пожалуй, чего он никогда не сможет сыграть (и слава Аллаху), это человека плоского, неинтересного, одномерного. Он как-то умудряется нести свою собственную, свою личную боль и свою позицию. «А вы говорите: сложный характер?» – спрашиваю у режиссера Талгата Теменова. Он тут же отвечает: «Но с чего, простите, ему быть легким у такого артиста? Как правило, «легкий» говорят про того человека, у которого характера нет вовсе. Про Жолжаксынова так не говорят!». А еще Талгат Теменов заметил: «Я болен Досханом неизлечимо». Подписываемся под этим полностью.
Мира Мустафина, фото Сергея Ходанова, Алматы
| |
|