| Уж как полвека длится смех | 8 ноября 1961 года в эфире Центрального телевидения СССР вышел первый выпуск новой передачи, которая надолго определила стиль жизни миллионов людей. КВН за столько лет стал абсолютно привычным явлением, и кажется, что он существовал всегда. А между тем, как и все новое, КВН с трудом пробивал себе дорогу в условиях советской действительности. А Казахстан уже в эпоху независимости с трудом пробивал себе место под солнцем в большом КВНе. Сегодня мало кто помнит об этом, но справедливости ради нужно напомнить, что прародителем КВНа стала программа «Вечер веселых вопросов», выходившая в конце 50-х годов. Такая программа могла появиться исключительно и только в годы хрущевской оттепели. Правда, просуществовала она недолго, а все из-за слишком смелого по советским меркам эксперимента, который сегодня вполне можно было бы назвать первым флешмобом. Все дело в том, что в одном из выпусков программы (а шли они тогда исключительно в прямом эфире) член жюри, композитор Никита Богословский, в шутку сказал, что тому, кто придет в летний день в зимней одежде с выпуском газеты за 31 декабря, дадут приз. Через несколько минут у телецентра на Шаболовке толпились сотни людей, после чего программу пришлось прикрыть. КВН 60-х – эпоха оттепели и всего нового, в том числе и в юморе. Тот юмор – это импровизации и сценки большей частью из студенческой жизни. О политической сатире на советский строй, конечно, не могло быть и речи. Тем не менее иносказательность и «черные стрелы» в советском юморе зародились именно в тот период, и это со временем стало все больше и больше раздражать официальную власть. Тиски цензуры и все более снижающееся качество юмора привели в 1972 году к официальному закрытию телепрограммы КВН. Но мода на игру продолжалась еще несколько лет, хотя КВН был, мягко говоря, не в фаворе. Так, к началу 80-х годов некоторые игры проводились лишь на уровне городских турниров, как например, в Одессе. Но из массового сознания КВН постепенно исчез.
Все изменилось в перестройку, в 1986 году, когда на самый свой пик поднялась волна политического юмора. Шутка «Партия, дай порулить» тогда стала настоящим прорывом. Со временем таких шуток становилось все больше, а запретных тем – все меньше. Все это привело к расцвету политической сатиры в КВН в 90-е годы. Шутки про Ельцина, «семью», олигархов, новых журналистов «разрывали зал», но в скором времени это вновь сменилось бытовым юмором, откуда на свет уже в «нулевые» и появились «Камеди Клабы» и прочий новый юмор. Впрочем, это совершенно другая история, заслуживающая отдельного разговора. Факт тот, что в новую эпоху КВН вошел полноценным телешоу и даже фабрикой по поставке талантов (или псевдоталантов) на российское и постсоветское медиа-пространство. Как это ни странно, но в советскую эпоху КВН в Казахстане был абсолютно не востребован. Подлинное знакомство с «веселым и находчивым» жанром началось в Казахстане в эпоху перестройки. Однако вплоть до конца 90-х годов большой КВН не знал казахстанского юмора. Впервые на регулярной основе сборная Казахстана начала играть в Высшей лиге КВН Казахстана в 2000 году. Тогда наша команда называлась «Казахстанский проект» и, нужно признать, заинтересовала московскую публику. Правда, было это крайне недолго. Рассказывает участник всех сборных Казахстана в КВНе с 2000-го по 2010 год Кумар Лукманов: – Тогда нас всех воспринимали, как гостей с Дикого востока, где до сих пор все живут в юртах, ездят на лошадях и т.д. И мы, дабы смешно себя показать, стали подтверждать это и сочинять шутки именно в этой стилистике. Потом, правда, поняли, что это тупиковый путь. И ребрендинг команды начали с того, что отказались от подобного рода шуток. Так называемый аутентичный КВН, который делает ставку на юмор, высмеивающий национальные пороки, успешен только на короткий срок. Тот же «Казахстанский проект» уже в 2001 году быстро сошел с дистанции, а их последователи – «Сборная Астаны» (ее костяк перейдет потом в «Астану.KZ» и в «Казахов»), решили максимально отойти от этого вида юмора, и все же делать Казахстану хороший имидж посредством эфиров на Первом канале. Рецепт оказался действенным, и если раньше спонсоры не слишком щедро жаловали кавээнщиков, то теперь нашу сборную субсидируют правительство и «Нур Отан». Однако нет никаких гарантий, что в ближайшее время мода на аутентичный КВН не возродится. Собственно, у нас в стране она никогда и не умирала, ведь в казахстанских лигах (только в одном Алматы их три!) играет огромное количество команд с непритязательным уровнем юмора и набившими оскомину шутками типа «случаи в неблагополучных районах» и сомнительного рода миниатюрами, попахивающими туалетным юмором. Помимо «Казахов» в последние годы нашу страну в большом КВНе представлял молодой состав команды «Астана.KZ», в большинстве своем это молодые игроки, уже попытавшие счастья в «Вышке», а также лучшие кавээнщики из казахстанских лиг. Пока, по признанию своих старших товарищей, молодые кавээнщики слишком увлеклись ребрендингом и совсем отказались от национального колорита, что тоже неправильно, так как национальные нотки при разумной концентрации пользуются большим успехом у зрителей в Москве. Вместе с тем нужно отметить, что качество текстовых шуток и актерской игры у молодой «Астаны.KZ» на должном уровне. Кроме того, в этом году успешно показала себя команда из Астаны «Спарта», которая играла в Лиге Москвы и Подмосковья. И вполне вероятно, что эту команду мы сможем в скором времени увидеть в телевизионных лигах. Президент Открытой лиги КВН Казахстана Тимур Ерджанов назвал команды-финалисты Открытой лиги костяком будущих сборных Казахстана по КВНу. Но стоит сказать, что далеко не все отечественные кавээнщики достойны уровня телевизионных лиг. Часто бывает так, что при хорошем уровне текстовых шуток у команды крайне низкое качество актерской игры, а порой и вовсе отсутствие таковой. Во-вторых, даже в русскоязычных лигах команды не утруждают себя качеством русского языка и речи. Понятно, что в такой ситуации даже в региональные российские лиги им путь заказан. Тем не менее есть и положительные тенденции. Недавно Открытая лига КВН Казахстана стала позиционироваться не только как шоу, но и как телепрограмма, подготавливающаяся по всем законам ТВ. Редактура материала стала гораздо жестче. Да и вообще, в Открытую лигу сегодня стягиваются все новые и новые креативные ресурсы. За пару лет в отечественном КВНе появилось несколько интересных команд, среди которых безусловные новаторы – команда «Кирова-Панфилова» из КазНАИ имени Жургенова и «Креатины» из Международного университета информационных технологий. Их попытки привить зрителям любовь к эксцентрике и интеллектуальному юмору идут с переменным успехом, но всегда оказываются в центре внимания почитателей КВН. В любом случае сегодня КВН – не только студенческая игра, но и прямая дорога для молодых сделать себе карьеру на медиапространстве, участвуя в шоу, произошедших от КВНа, начиная от «Камеди Клабов» и заканчивая многочисленными скетчкомами, расплодившимися на нашем ТВ. Многие специалисты вообще в последнее время часто поднимают вопрос о кавээнизации телевидения, ибо и у нас, и в России «веселые и находчивые» все чаще и чаще начинают задавать тон на телевидении. Одни говорят об этом с воодушевлением – приток свежих сил и креативности, другие с тревогой – профессиональная сфера забивается непрофессионалами, мало что понимающими в сложном искусстве ТВ и пытающимися на нем быстро нажиться. Как бы то ни было, а уже 50 лет КВН дает свои плоды. Достаточно лишь посмотреть на список известных людей, которых дал КВН постсоветскому пространству, чтобы понять, насколько велика его творческая сила.
Константин КОЗЛОВ, Алматы | |
|