| Страсти по Гордону | Представить свое творение в Алматы прибыл непосредственный создатель этой картины Александр Гордон, ранее известный в основном своей широкой критикой современного российского кинематографа.Между тем новый фильм Александра Гарриевича расколол как зрителя, так и журналистское сообщество. Трехчасовая беседа с режиссером вылилась в жаркий спор о тенденциях в постсоветском «фестивальном кино». Фильм «Огни притона» рассказывает о жизни девушек легкого поведения в Одессе в конце 50-х годов. Даже краткое описание говорит о том богатстве образов и художественных средств, которыми мог пользоваться любой мало-мальски образованный и разбирающийся в кино человек. И Гордону, прямо скажем, это удалось, несмотря на расхожий миф о том, что правильное кино об Одессе могут снимать только одесситы. Во-вторых, тема проституции сама по себе на грани фола, и редкий режиссер избежит падения в чернуху. И здесь опять же можно только поаплодировать и режиссеру и сценаристу (по совместительству) за филигранно обыгранную тему, в которой есть все что угодно, кроме чернухи, пошлости и непотребства. Критики, предвкушая расправу над коллегой, уже успели предречь «Огням притона» провал. На что Александр Гарриевич парировал, что фильм и не мог не провалиться, так как вышел всего на 64 копиях. Но, что удивительно, по сборам денег первого уик-энда на одну копию «Огни притона» опередили только два мультфильма – «Кот в сапогах» и «Тинтин». – Я не профессионал в кино в том смысле, что мне не надо бегать за сценариями и каждые два года выдавать что-то на экран, – делится Александр Гордон. – После первого фильма я молчал 8 лет. Жизнь так или иначе всегда задает нам вопросы, и каждый из нас решает для себя, отвечать на них или нет. Для меня кино начинается тогда, когда количество вопросов (причем невербальных) к себе и к жизни превышает тот предел, который я без кино разрешить не могу. Это кино для тех, кто устал от современной режиссуры, которая не уважает зрителя. Современное кино крайне герметичное, и режиссеры сегодня даже не думают поворачиваться к зрителю лицом. Но я надеюсь, что когда-нибудь в кинотеатры пойдут люди, которые не будут жевать попкорн и которые старше 25-ти. Действие фильма разворачивается в 50-е годы. Сегодня среди российских режиссеров, как известно, существует по большей части два способа изображения советской эпохи: либо лепить ностальгический сусальный образ, как в меньшинстве случаев, либо обливать грязью, как в подавляющем большинстве. В «Огнях притона», несмотря на огромные исторические и сюжетные возможности «поквитаться с совдепией», от подобных стереотипов ушли, хотя Гордона никак не заподозришь в ностальгии по советскому прошлому. Дискуссия о фильме плавно перешла в дискуссию о современном российском кино и о телевизионной деятельности Александра Гордона. Так, например, на каверзные вопросы на предмет терзания цензурой на Первом канале Гордон ответил просто: секрет долголетия его программы, помимо рейтингов, еще и в том, что она идет поздно и там разрешается говорить о большем, чем в праймтаймовых программах. Кроме того, в беседе о «властителях дум», а точнее, о тех, кого так именуют в современном российском кино, Александр Гарриевич не скупился на «комплименты». Особенно досталось Кириллу Серебреникову, Борису Хлебникову, Сергею Лознице. Не очарован Гордон и казахстанским кино, которое ему уже приходилось лицезреть в «Закрытом показе». Речь идет и о «Баксы» Гуки Омаровой, и о «Тюльпане» Сергея Дворцевого, и об «Игле. Ремикс» Рашида Нугманова. По его мнению, у творцов современного казахстанского арт-хауса такие же проблемы, как и у российского: неуважение к зрителю, попытка решить свои комплексы через экран плюс стремление шокировать зрителя через чернуху и так называемую «правду жизни», которая чем хуже для народа, тем лучше для арт-хаусного режиссера.
Константин КОЗЛОВ, Алматы | |
|