Сегодня во всех кинотеатрах страны состоится премьера самого ожидаемого фильма года – «Высоцкий. Спасибо, что живой».Еще задолго до оглашения даты премьеры эта картина вызвала бурные обсуждения как в СМИ, так и на интернет-форумах. Создатели картины по идейным соображениям не называют имени артиста, исполнившего главную роль в этом фильме, кстати, надо признать, не прольют свет на этот вопрос и титры, потому как исполнитель роли Владимира Семеновича согласился остаться инкогнито. О том, как создавался первый художественный фильм о легендарном артисте, газете «ЛИТЕР-Неделя» рассказали создатели картины.
– Эта история рассказывает о нескольких днях из жизни Высоцкого. В нашем изложении она в каком-то смысле получалась историей создания стихотворения, начинающегося словами «мой черный человек в костюме сером…». Изначально проект так и назывался: «Мой черный человек». Начиная работать над картиной, мы имели в виду как раз этого черного человека из стихотворения Высоцкого. Его черный человек – некая сила, которую не потрогаешь, не ощутишь, которая ускользает. Но по мере работы сценарий менялся, менялась и развивалась история. В результате изменилось и название. Оно подсказано строками из того же стихотворения: «…мой хрип порой похожим был на вой, и я немел от боли и бессилья, и лишь шептал: спасибо, что живой». Мне нравится название, под которым выходит фильм. Нравится, как изменилась сама история. Теперь она не столько о борьбе Высоцкого за уничтожение, сколько о его борьбе за жизнь, за любовь, за свободу, за творчество… Но название – это не единственные изменения, которые перетерпел изначальный замысел. Так, поначалу предполагалось, что фильм должен снимать сверстник Владимира Высоцкого, может быть, его товарищ, потому некоторое время на проекте работал Александр Наумович Митта, который был дружен с Высоцким. Однако в конце концов было решено, что картина не должна быть ностальгической. Это должен быть фильм сегодняшний, адресованный в первую очередь молодому поколению. – Старшее поколение режиссеров, хотят они этого или нет, все равно работает в эстетике 70-х, ничего с этим не сделаешь. Они могут заставить себя замонтировать все в кашу, они могут использовать современные технологии, они все знают, но им это не нужно, для них это неестественно, – говорит Никита Высоцкий. – Я недавно показал отрывки из фильма друзьям отца, которым всем за 70. Им понравилось, но они говорят: «Что нам-то про Володю фильм? Мы его помним, мы его знаем». Это часть их жизни, она и так с ними. Наше кино в первую очередь для молодых, и съемочная группа была подобрана соответственно этому замыслу. Разумеется, это не вгиковские дебютанты, каждый из них к своим тридцати годам уже многое сделал. Игорь Гринякин, наш оператор-постановщик, лауреат «Белого квадрата». Петр Буслов, режиссер, кроме своих двух «Бумеров» снял огромное количество рекламы, клипов, телевизионных проектов. Это опытные и профессиональные ребята. Однако, несмотря на это решение, у нас были конфликты с молодой частью команды. Однажды вообще пришлось отменить съемку и разогнать всех по домам, хотя все было оплачено и мы попали на деньги. Их занесло так, что остановить было невозможно, и нам оставалось только остановить смену. Но были и другие ситуации. Скажем, все наше старшее поколение пришло на смену, потому что сцена, как нам казалось, нуждается во взрослом взгляде. А они все сделали сами: быстро решили, быстро договорились с артистами, сняли – и поехали по домам на четыре часа раньше, чем планировалось. Нам даже подходить не пришлось. И, на мой взгляд, это одна из лучших, если не лучшая, сцен в картине. Однако, по словам режиссера картины Петра Буслова, если бы не постоянное присутствие на съемках Никиты, он едва ли смог бы так глубоко окунуться в то время, в те события. – Никита Владимирович – автор замысла. И он все время находился на съемках. Наверное, это был единственный случай в режиссерской практике – не знаю, может, коллеги меня поправят, – когда сценарист постоянно находился на съемках, буквально стоял позади режиссера, – рассказывает Петр Буслов. – Обычно ведь сценарий написан, проходит читка, поправки – и все. Но нам было очень важно все, что Никита Владимирович мог рассказать про отца, про друзей Высоцкого. Он был для нас проводником в мир Владимира Семеновича, в его время. Если бы не Никита, я бы так близко не смог подобраться к персонажу. Постоянное присутствие сценариста на съемочной площадке не единственное, что делает этот проект непохожим на другие. Так, при съемках фильма были использованы раритетные советские объективы – последняя картина, которую такой оптикой снимали, наверное, «Освобождение» Озерова. Под эти объективы расточили современную камеру. Получилась конструкция в 30 кг весом. Все эти килограммы стекла и металла оператор-постановщик Игорь Гринякин надевал на себя и снимал кино. Именно эти объективы дали возможность получить особую глубину и насыщенность кадра, эффект «ретро без ретро», передать аромат и обаяние времени. Что-то вроде ретроэффекта, который получил Коппола в «Дракуле». – Я считаю, фильм правдивый. Это не правда документа, но художественная правда, которая, на мой взгляд, иногда нужнее и выше, чем правда факта. Основное, чем я руководствовался, – своими разговорами с близкими отцу людьми сразу после того, как все произошло в 80-м году, – продолжает Никита Высоцкий. – Сейчас, когда люди пишут мемуары, они фильтруют то, что рассказывают. Они многого не помнят, многое допридумывают. Они думают, как будут выглядеть в этих мемуарах. А то, чем я руководствовался, то, откуда мои чернила брались, – это период моего становления, пора такой общей искренности… Она была не для печати, не для мемуаров, не для истории. Просто люди говорили, что-то рассказывали друг другу, в том числе и мне. И мне, может быть, больше, чем кому-то другому: во-первых, я хотел этого, а во-вторых, я был сыном их друга, и им хотелось со мной об этом говорить. Одна из главных интриг проекта – имя исполнителя главной роли, которое кинокомпания не разглашает. Он оставался инкогнито даже для партнеров по съемке, на площадку выходил уже в гриме, а в вызывном листе вместо фамилии актера было написано «Высоцкий». В титрах исполнитель Высоцкого также не фигурирует. – Я пришел в проект, когда уже шел кастинг, который проводил Петр Буслов, – вспоминает Иван Ургант. – До этого слышал от своих приятелей, что кто-то еще пробовался, а потом пригласили меня. И вдруг вышел Владимир Семенович Высоцкий и стал со мной общаться. На пробах мы играли сцену в самолете, первое появление в фильме моего героя. Человек, который играл Высоцкого, – я до сих пор не знаю, кто это. Я так хотел узнать это, что однажды ворвался в гримерку без стука, но там какая-то женщина, седая и без одежды, стояла спиной, а потому я сразу выбежал. Решение образа Высоцкого – совершенно революционное. Технологии CGI и уникальный силиконово-пластиковый грим помог приблизить исполнителя к полному физическому сходству с поэтом. А с помощью последних цифровых технологий искали идентичность с голосом Владимира Высоцкого. Шесть месяцев Петр Горшенин создавал свою уникальную технологию грима для главного героя. – То, что мы делали на этой картине, не делал никто и никогда, – говорит Петр Горшенин. – У меня было достаточно эпизодов работы над образами известных людей. Например, Сталин в двух картинах. Но это совершенно другое. Сталина из ныне живущих мало кто видел, да и задача добиться идеального сходства не стояла. С уверенностью могу сказать: и по объему работы, и по кропотливости, и по точности в мировой практике ничего подобного не было. Реальные исторические персонажи в американских картинах – тоже в основном стилизация, так же как наш Сталин, потому что речь обычно идет об одном или двух съемочных днях, когда это не главный герой… У нас же стояла совершенно эксклюзивная задача: главный герой, который постоянно в кадре, из-за которого и о котором вся эта история. В результате для грима в качестве эскизов использовались около 500 фотографий из архива Высоцкого. Грим героя – не маска, а комплект из нескольких пластических деталей. Таких форм и деталей несколько: нижняя часть, нос, лоб – все отдельно. В результате грим исполнителя главной роли ежедневно занимал 4 часа. Еще полтора часа уходило на то, чтобы его разгримировать. Съемки фильма проходили в России, Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. В бывших союзных республиках оказалось легче найти натуру для воссоздания реалий 70-х. Однако узбекский аэропорт образца 1979 года нашли в Бресте. – Там сейчас садится два самолета в неделю. И выглядит аэропорт точно как в конце 70-х – начале 80-х. Его так и не переделали, потому что проект получил одну из последних государственных премий СССР и стал памятником архитектуры, – рассказывает Никита Высоцкий. – Там нельзя даже лампочку поменять без согласования со специальной комиссией. И вот в этом аэропорту, нетронутом фрагменте той эпохи, мы и снимали. Когда приняли решение там снимать, в аэропорту очень обрадовались: «Сейчас нам тут киношники все отремонтируют!». Но радость была недолгой: ремонт-то сделали в стиле 1979 года. В самом Узбекистане кинематографистам тоже пришлось делать ремонт и чинить вентиляцию в Доме культуры в Бухаре, где снимали эпизод концерта Высоцкого, который должен был состояться в июле 79-го, но из-за событий, описанных в фильме, был отменен. А потому было принято решение задействовать в массовке людей, которые купили тогда билеты, но так и не услышали Высоцкого. В результате более 30 лет спустя они увидели Высоцкого на сцене и аплодировали ему, как живому.
Марго ЭРВАНД, Алматы | |