| Тернистый путь | Известный режиссер, педагог, художественный руководитель Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова, народный артист Казахстана Есмухан Обаев размышляет о достижениях отечественных театров за годы независимости, об ощущении профессии и прогнозах на будущее. – Есмухан Несипбаевич, что лично для вас было ценным за эти двадцать лет независимости? – В Казахстане на сегодняшний день 52 театра. Только одно перечисление названий театров дает полное представление о нынешней, чрезвычайно интересной театральной ситуации в стране. Растерянность наших театров, которая была в начале 90-х годов, давно отошла на задний план. Не секрет, тогда театр и культура в целом оказались в непростой ситуации, театр не знал, как выжить, что его сделает привлекательным для зрителя в тех условиях. Тогда, в 1991 году, было трудно всем. Одни пытались пойти по пути коммерциализации искусства, другие – сделать его более зрелищным с уклоном к шоу-приемам, эстраде. Прошли годы, я бы сказал, годы становления. И сегодня, на мой взгляд, появилось понимание того, что сохранить интерес и внимание зрителя театр может только за счет высокого профессионализма. Сейчас в театрах стали ясно понимать цель своей работы и место в общем культурном пространстве. Театр жив, потому что он обращается со сцены к зрителю с живым словом. Во время гастрольных турне нашего театра, которые появились в жизни коллектива благодаря независимости, зарубежный зритель смог увидеть национальную актерскую школу. Впрочем, как и казахскую профессиональную режиссуру. Сегодня люди ходят в наш театр, и отрадно, что среди зрителей я вижу много молодежи. Вот это и является для меня самым ценным. Сейчас каждый театр в республике сам формирует свой репертуар. Я считаю, что самое главное – это ликвидация цензурно-партийного контроля. Это одно из самых неоспоримых завоеваний независимости. Театр должен иметь успех, должен быть любим своим зрителем, должен создавать атмосферу. Это был и есть важнейший и главный критерий в оценке работы театра. Что бы мы ни говорили о статистике, о посещаемости, о прочих показателях, если нет театрального успеха, если нет художественного явления, спектаклей с талантливыми актерскими работами, интересными режиссерскими находками, то трудно говорить об успешной деятельности театра. За последнее время общество многое для себя открыло. Например, выяснили, что все театральные профессии – штучные. Драматург, режиссер, актер, звукорежиссер, гример, художник-оформитель – все штучная профессия. Раньше казалось – талантливых людей много, только назначай, приглашай. Общество стало бережно относиться к творческим людям. – Как ваш постоянный зритель могу сказать, что спектакли вашего театра популярны у публики. На мой взгляд, они ко времени: вещи, о которых говорится со сцены, не теряют своей ценности. – Нашему театру неинтересна никакая другая проблематика, кроме общечеловеческой. Жизнь, смерть, вера, отсутствие веры, предательство, верность, любовь, ненависть. Все то, чем живет наш соотечественник сегодня. Зритель всегда, как двадцать лет назад, так и в нынешнем сезоне, приходит в театр, чтобы сравнить свой жизненный, эмоциональный опыт с опытом театра. Какие-то спектакли могут утешить, какие-то – дать силу, третьи – расскажут о прошлом. Театр должен давать тонус. Мера постижения человека в конечном итоге решает все. Если вы смотрите на сцену и получаете новую информацию – это и есть факт необходимости театра для человека. С моей точки зрения, художник должен говорить честно, а не заниматься запугиванием или подслащиванием ситуации с театральной сцены. Театр рассчитан на большую коллективную эмоцию, которой должен проникнуться каждый зритель. В каждом нашем спектакле главное все-таки – человеческие отношения, их неожиданные зигзаги, взаимодействия и движения. Мы заняты поиском героя. И обязательно должна быть зрелищная заразительность, которая присуща нашему коллективу. Потому что это должен быть праздник. На мой взгляд, театр должен привлекать широкие массы зрителей. Надо стараться делать такой спектакль, такое зрелище, чтобы оно было интересным и для людей, искушенных в театральном искусстве, и для человека, который первый раз пришел в театр. – Сейчас в театре практикуются приглашения режиссеров для постановок из других театров. Например, российский режиссер Владимир Захаров на сцене театра имени Мухтара Ауэзова поставил пьесу Николая Гоголя «Женитьба». Почему вы выбрали такую стратегию руководителя? – Для творческого коллектива, такого как академический театр, сегодня тоже характерны интеграционные процессы. Это, безусловно, веяние времени, когда труппа работает с интересными режиссерами над новым спектаклем. Это, конечно, и стратегия. В принципе, предлагать актерам работу с иными режиссерскими индивидуальностями, через другие контакты полезно и необходимо. Я давно заметил: если артист снялся в кино, сыграл у другого режиссера, он обычно меняется, обретает даже азарт. Во все времена ценился талантливый актер. Талантливым быть означает быть мастеровитым, много умеющим, интеллигентным, культурным. А в понятие интеллигентности я вкладываю патриотизм. Театр в Казахстане – не развлечение, это часть социально-общественного мы-шления. – Какова сегодня ваша главная забота художественного руководителя старейшего и первого профессионального театра в республике? – Самое главное – подарить зрителю какие-то новые ощущения и чтобы они остались в сознании, вошли в душу, а потом помогли человеку сделать какие-то полезные и добрые дела. Может, это звучит немного пафосно. Но я верю в Казахстан и в его будущее. Честное слово, не стоит сидеть дома и унывать. Надо просто знать, что каждый человек – сам режиссер своей жизни. Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|