21-12-2011
|
| В ожидании выстрела | Премьеру спектакля по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» ждали давно еще и потому, что ставил ее мастодонт казахстанского театрального искусства Борис Николаевич Преображенский.Первый спектакль прошел «на ура», однако у многих зрителей спектакль вызвал вопрос: насколько, а точнее, каким образом пьеса воспринимаема сегодня зрителем. Спектакль рассказывает о тяжелых буднях маленького человека Семена Семеновича Подсекальникова в тяжелых буднях советской жизни 30-х годов. Он безработный мещанин, сидящий на шее у жены и тещи, однако весьма самолюбив и себе на уме. И все бы ничего, если бы этот человек в один прекрасный день не решил покончить с собой, чтобы своим уходом доказать самому себе, что он чего-то стоит. Однако далее по ходу пьесы появляются все новые и новые персонажи, которые хотят этого самоубийства не меньше. Далее перед зрителем предстает галерея таких ярких образов, что их экспозиция заинтересовывает зал едва ли не больше, чем история главного героя. В целом пьеса держит сатирическую атмосферу на протяжении всего спектакля. И – сила это или слабость постановки – сочувствия главный герой не вызывает ни разу. Быть может, именно поэтому люди, надеющиеся испытать катарсис, в должной степени такового не получили. Главные роли в спектакле сыграли звезды «Лермонтовки» – Игорь Личадеев, Оксана Бойченко, Лия Нэльская, Геннадий Балаев, Михаил Токарев, Нина Жмеренецкая, Ирина Лебсак и другие. И актерские образы запомнились зрителю больше всего. Отдельно стоит отметить работы Ирины Лебсак и Нины Жмеренецкой. Ведь именно они в творческом плане были наиболее сложны, так как этим актрисам пришлось играть в буквальном смысле на грани фола – не сваливаясь в откровенный цирк. Тем не менее стоит отметить, что спектакль полон скабрезностей и при входе дирекция театра даже повесила предупреждающую табличку о том, что детям до 12 лет этот спектакль смотреть не рекомендуется. Название спектакля было изменено буквально в последние дни перед премьерой. Так, по словам исполнителя одной из главных ролей Геннадия Балаева слово «самоубийца» сразу вызывает ассоциации с чернухой и криминалом. А название «Как я без себя» – оригинальное творческое решение. А уж декорации и инсталляции, вставленные в действо в стиле советского агитпропа 30-х годов, наверняка будут хорошо восприняты любителями соцарта. Однако у многих возник вопрос: а насколько актуальна сатира Эрдмана в наши дни. На этот вопрос однозначного ответа у зрителей, посмотревших спектакль, не было. Кто-то воспринял это лишь как слепок бытового фарса суровых 30-х, кто-то, напротив, увидел интересную историю с извечными характерами, которая могла случиться в любой исторический период. Многие считали, что история и вовсе устарела. Тем не менее судить о том, насколько эта история окажется востребованной, можно будет спустя некоторое время. Премьера же по сложившейся традиции прошла при полном аншлаге.
Константин КОЗЛОВ, Фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |