| Хранители традиций | Представители одной из самых ярких артистических династий независимого Казахстана Бисенгалиевы считают своими главными концертами – концерты на родине.В канун 20-летия независимости прошла череда удивительных вечеров классической музыки в Астане и Алматы, в которых приняли участие представители династии скрипачей. Марат, Галия, Амир… Сегодня, когда мировое музыкальное сообщество все больше знакомится с нашими культурными ценностями, размах деятельности этой музыкальной фамилии не может не восхищать, как, впрочем, и то, что молодое поколение семьи Бисенгалиевых вернулось на родину после учебы за границей и здесь продолжает развивать свое творчество на благо страны.
Амир
ЛИТЕР-Неделя: Принадлежать к семье с такими славными музыкальными традициями, наверное, большая честь и в то же время ответственность? А.Б.: Безусловно. В четыре года я взял в руки скрипку. И дальше все пошло «по накатанной»... Конечно, моя судьба была предопределена моими многочисленными родственниками-музыкантами. Мама говорит, что с раннего детства мои музыкальные способности проявлялись очень ярко. По ее же рассказам, я мог напевать отрывки из сложнейших скрипичных концертов уже в три года и пытался подбирать их на фортепиано. Мой песенный репертуар был настолько разнообразным и обширным, что хватило бы на целый концерт. Мое решение стать серьезным музыкантом утвердилось в начальных классах школы, потому что ощущение сцены и внимание зрителей приносили мне огромное удовлетворение и творческое вдохновение. Примером для меня всегда был и остается Марат. С детства у меня сложились с ним близкие дружеские отношения. Вопреки всем традициям и правилам этикета я никогда не использовал приставку «дядя» и всегда воспринимал его как старшего брата. Мне кажется, это связано с его безграничной фантазией и умением выдумывать огромное количество забавных игр для детей. До сих пор в моей памяти часто всплывают эпизоды из детства, когда мы все вместе очень весело и беззаботно проводили время в отчем доме. Первые шаги в игре на скрипке он помог мне преодолеть очень легко, в игровой форме. Во время занятий он никогда не повышал тона и добивался результатов каким-то неизвестным, понятным только ему самому способом. ЛИТЕР-Неделя: Вы выпускник Королевского колледжа музыки, лауреат международных конкурсов. Но вернулись на родину. И, кстати, в Лондоне вы получили редкую возможность изучения технологии записи акустических музыкальных инструментов. А.Б.: В Лондоне учился. Работаю и свою карьеру строю в Казахстане. Годы учебы были очень интенсивными и плодотворными. В Королевском колледже музыки, в котором я проучился четыре года, много внимания уделялось классической музыке второй половины ХХ века, была возможность использовать дорогостоящую студийную аппаратуру для изучения технологии записи акустических инструментов. Я надеюсь в будущем применять все те уникальные знания, которые мне удалось получить во время учебы.
Галия
Галия начала играть на скрипке с пяти лет и обучалась в музыкальном колледже имени Куляш Байсеитовой. В 12 лет выиграла грант в Детскую академию музыки (Лондон). В 18 лет – грант в Королевскую академию музыки, где оттачивала мастерство в рамках программы «Болашаћ». Обладатель огромного количества музыкальных наград. Ведет активную концертную деятельность за рубежом и на родине. Ей посчастливилось плодотворно сотрудничать с такими оркестрами мирового уровня, как Королевский симфонический оркестр Академии музыки, Opera Simfonia и Шефилдский камерный оркестр. Выступала под руководством великих дирижеров: сэр Колин Девис, Ян Паскаль Тортилиер, Марк Элдер, Тревор Пинок, Фуат Мансуров, Александр Анисимов, Денис Шаповалов, Толеперген Абдрашев. Участвовала в мастер-классах Владимира Спивакова, Александра Павловича, Сильвия Розенберга, Тасмин Литтл, Марата Бисенгалиева, Томаса Брандиса, Георгия Паука, Зви Зейтлина. ЛИТЕР-Неделя: Когда вы уехали учиться в Англию, вам было всего двенадцать лет. Маленькая девочка в большом и чужом городе… Г.Б.: Сказать, что не было тяжело, это значит сказать неправду. Тогда еще мало кто уезжал учиться за границу. В школе мы с Амиром были единственные из Казахстана, единственные не из Европы. Первые полгода усиленно учила язык и стремилась понять культуру. Когда я приехала, не знала языка. Чего скрывать: все, что я могла сказать: «Hello. My name is...» Выучила язык. Теперь многим моим коллегам трудно поверить, что я приехала в Лондон, не зная ни одного слова. Когда я им об этом рассказываю, они думают, что преувеличиваю. Интересно, что до приезда в Англию я абсолютно ничем не занималась, кроме музыки. А там меня сразу кидают бегать, плавать, хотя я не умела, меня там научили. И в результате я стала даже чемпионом Денстон-колледжа по бегу и прыжкам в длину. Сейчас занимаюсь фламенко. Но в первую очередь я музыкант. ЛИТЕР-Неделя: Галия, вы сейчас солистка Казахской государственной филармонии имени Жамбыла? Г.Б.: Чему я очень рада по нескольким причинам, потому что знаю симфонический оркестр филармонии с самого рождения. Мой папа, Сагадат Бисенгалиев, здесь был концертмейстером. Мама была концертмейстером виолончели. И еще здесь замечательная атмосфера, которую создал генеральный директор филармонии Мухтар Утеуов, который всегда найдет возможность помочь молодым музыкантам. Он очень бережно относится к молодым кадрам.
Марат
Многим хорошим, если не всем, он обязан родителям. Об этом много раз говорил и писал в своей книге. От отца перенял музыкальность, от матери – трудолюбие. «Полное отсутствие гена накопительства – тоже от них. Деньги – не то, что ведет меня по жизни. Есть и поважнее аргументы. А наличность, если она образовалась, моментально трачу на инструменты, интересные проекты или на какие-то новейшие технологии, – признается Марат. – Отец любил играть на домбре. Это было для него и развлечением, и отдыхом. Кстати, на домбре отец, надо сказать, играл очень хорошо. Это признано профессионалами. Свидетельство тому – пластинка с наигранными им кюями Даулеткерея и Сейтека, выпущенная фирмой «Мелодия». Почти каждый вечер в доме звучали песни и кюи». В настоящее время заслуженный деятель Казахстана, профессор Бирмингемской консерватории, один из директоров Альянса оркестров Азиатско-Тихоокеанского региона AAPRO Марат Бисенгалиев большую часть времени живет и работает в Великобритании и Индии. Однако музыкант, давно обретший мировую известность, проживающий и творящий за границей, считает самыми волнительными концертами – концерты на родине. На днях на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени Абая состоялся грандиозный концерт известного казахстанского скрипача. В нем приняли участие ведущая солистка мировых оперных театров Эльмира Веда и американский дирижер мировой величины Зейн Дала. Марат порадовал соотечественников исполнением нового произведения композитора Алмаса Серкебаева «Арухан». Эта пьеса для скрипки, арфы и симфонического оркестра впервые была исполнена в Казахстане. К тому же были исполнены композиции и самого скрипача. Однако главное открытие вечера – великолепная певица Эльмира Веда, которая провела в Казахстане свое детство и молодость. Затем она уехала и добилась больших успехов за границей. В настоящее время Эльмира является солисткой Ла Скала. И, кстати, мама певицы живет в Капшагае. Это был первый концерт певицы на родине. ЛИТЕР-Неделя: Марат, вы всегда открывали казахстанской публике своих же земляков, которые достигли успехов за границей. Мы помним ваши «Концерты на родине». Теперь мы услышали потрясающий голос землячки. А вы сами не скучаете по родине, постоянно находясь вдали от нее? М.Б.: Признаюсь, не скучаю. Наверное, потому что занят. Но когда вдруг понимаю, что мне не хватает голосов родных, племянников, мамы, то собираюсь и лечу домой, в Казахстан. Я счастлив, что независимость принесла нам выбор, сейчас не стоит труда взять билет Лондон – Астана и через несколько часов быть дома.
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |
|