Сегодня на экранах кинотеатров и телевизоров идет множество фильмов на военную тематику. И почти каждая удачная премьера не обходится без горячих споров. Так случилось и с фильмом «Одна война», который поставила актриса и режиссер Вера Глаголева.Эта картина рассказывает историю женщин, живших на оккупированной территории и родивших детей от фашистов. После премьеры корреспонденту «Литера» удалось побеседовать с автором сценария этой картины Мариной Сасиной.
– Ваш фильм затрагивает довольно спорные моменты в истории войны. Не боитесь обвинений в фальсификации истории? – Нет, не боюсь. То, что интерес к теме «другой войны» в последнее время возрос, неудивительно, потому что сейчас есть возможность открыть те факты, которые не афишировались в силу крайне жесткой цензуры, бывшей в советское время в освещении темы войны. Потому что было принято считать, что если война, то это обязательно история подвига, «окопная правда» и т.д. Конечно, все это правда, но нельзя забывать и о том, какой ценой досталась эта победа. А досталась она ценой оккупации, когда женщины, старики и дети остались наедине с фашистами. И об этом нужно говорить, и эту тему нам нужно еще исследовать и исследовать. В моем родном городе (Орле. – прим. авт.) музей рассказывает историю оккупации очень подробно, и для моих земляков это неудивительно. Были случаи, когда мне рассказывали об историях любви местных жительниц с оккупантами – такое тоже было. Война не щадит никого, люди не выбирают то время, в которое им родиться. А жить все же как-то надо. – Можно ли сегодня пробиться в большое кино человеку «с улицы»? – Мне кажется, что как раз с улицы-то и невозможно пробиться. Это должна быть какая-то очень большая удача. Ведь я по первому образованию учитель истории, но «пробить» свой первый сценарий я смогла только после окончания сценарного факультета ВГИКа. Когда я показывала сценарий «Одной войны» как свой диплом, хотя у меня были и другие варианты, я понимала, что будет большая комиссия драматургов, режиссеров, продюсеров, которые увидят мой сценарий и, как я надеялась, заинтересуются им. И в день сдачи диплома я уже сдала свой сценарий Алексею Учителю, но получилось так, что его сняла Вера Глаголева. Таким образом, произошла замена. – Как работалось с Верой Глаголевой? И сильно ли она, как режиссер, изменила ваш изначальный вариант сценария? – С Верой работалось прекрасно! Она большой профессионал, и я даже несколько удивилась, что она очень дотошно следила за тем, чтобы артисты не отходили от текста. Актеры очень по этому поводу переживали, так как им практически не разрешалось импровизировать. И в этом плане я очень ей признательна – текст воспроизведен таким, какой он есть в сценарии. Конечно, кое-что пришлось из фильма убрать, но это произошло потому, что не позволили природные условия. Например, сцена, когда тонет Маруся, она была более длинной – героиня плыла по бурной, порожистой реке, майор бросился за ней и тоже плыл на лодке, потом его унесло течением и он едва не утонул. Хорошо, женщины подоспели вовремя и подали ему руку, но он не мог их принять, поскольку ненавидит их. И это была длинная сцена – вместо этого пришлось снять сцену, как героиня гибнет, разбиваясь о камни. В Карелии такие условия, что просто невозможно было подойти к воде – настолько там каменистые берега. – Какие современные фильмы о войне вы считает наиболее достойными? – Сегодня снимается много фильмов о том времени, но наиболее удачным я считаю картину «Поп» Владимира Хотиненко. – Может ли фестивальное кино быть кассовым? – Увы, у нас это почти невозможно. Прокатчики фестивальное кино не жалуют – как только они узнают, что это фестивальное кино, они клеймят его, как «несмотрибельное» и не берут в прокат. Но, например, фильм «Летят журавли» вернулся на родину через Канны. Но сейчас фестивальные фильмы, скорее, возможно будет увидеть на телевизионном экране, а не на киношном. – Над чем сейчас работаете? – У меня на стадии остановки четыре фильма – это высокобюд-жетное кино. По жанру два из них – военные фильмы. Одна из них – мелодрама о том, как мать и сын искали друг друга сорок лет, это итальяно-российский проект. Второй фильм – историко-фантастический фильм, действие которого разворачивается в ХIХ веке. Там действует царский двор времен Николая I. Еще военный детектив – но, к сожалению, пока их судьба остается открытой. В связи с кризисом эти фильмы оказались на стадии заморозки. Был еще один сценарий, который я написала совместно с актрисой Нелли Уваровой. Его, к сожалению, никак не удается снять, потому что в последнее время в Москве бесснежные зимы – а это классическая зимняя, новогодняя история со снегом, елками. Ну и в скором времени зрители увидят сериал «Шериф» по НТВ. Это классический милицейский сериал, в котором я выступала в качестве автора диалогов.
Беседовал Константин КОЗЛОВ, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |