Сегодня ни для кого уже не секрет, что кинопроизводство в Казахстане переживает бурный подъем. Нравится, не нравится – это одно дело, но факт остается фактом. С каждым годом в стране снимается все больше и больше фильмов.Прошедший недавно в Алматы кинофестиваль «Звезды Шакена» показал и то, что развивается у нас еще и индустрия студенческого и молодежного кино. О том, как проходили съемки фильма «Сессия» – материал в «ЛИТЕР-Неделе».Фильм дебютанта и студента последнего курса Академии искусств имени Жургенова Александра Иванова называется «Сессия». История представляет собой романтическую молодежную комедию о буднях современных студентов. Сюжет вкратце таков: студента-недотепу, которого играет сам режиссер, поцеловала таинственная незнакомка, оставив ему ключи с брелком и свою сережку. В течение всего фильма он пытается найти ту самую девушку, которая помимо душевного следа оставила, как водится, след помады, который расплылся на пол-лица незадачливого студента. Фильм «Сессия» – дипломная работа Александра Иванова, которую он представит уже летом. А дальше, возможно, эта картина пойдет и на фестивали. Впрочем, понятно, что фильм дипломный, а стало быть, главным принципом при съемках этого фильма была экономия. В особенности это касалось таких вещей, как грим, костюмы, предоставление артистам которых в профессиональном кино уже давно стало нормой. Здесь же пришлось обходиться своими силами. Вместе с тем несколько условий художником и режиссером все же было поставлено: важнейшее из них – никаких кроссовок! Кроссовки в кадре должны были быть только на одном человеке – режиссере и по совместительству исполнителе главной роли. Кстати, именно вокруг кроссовок разворачивается и развитие второго плана. Впрочем, об этом позже… Посему исполнители всех главных, второстепенных и эпизодических ролей пришли исключительно в туфлях. Вашему покорному слуге в этом фильме довелось сыграть небольшую роль волнующегося студента, которого силком хотят запихать на защиту дипломной работы, после которой вылет почти очевиден. Стало быть, всем студентам нужно было одеться «по-студенчески», при этом максимально избежать повторения цветовой гаммы в одежде. Особенно это касалось ярких цветов – оранжевого, красного и т.д. Перепробовав несколько вариантов, мы остановились на коричневом цвете, однако – вот незадача! Взяв на несколько минут подержать пакетик с кефиром, я посадил себе на футболку жирное пятно. К счастью, на моей сумке оказалась довольно широкая лямка, которая позволила несколько скрыть от камеры этот изъян. На предварительных просмотрах непосредственно на камере ее не было видно, однако что будет в конечном итоге – одному Богу известно. Вспомним, знаменитый фильм «Приключения Электроника» и эпизод с нанесением «сыпи» Сыроежкину. Такие неприятные сюрпризы случаются и у самых больших режиссеров, в связи с чем иной раз приходится заново переснимать целые сцены. Итак, время снимать первые кадры. Появляется знаменитая девушка с хлопушкой и командует «Кадр один, дубль один!». Раздаются пресловутый киношный хлопок и слово «Пишем!». В кадре возникает бегущий куда-то студент и постоянно вопрошающий: не пробегала ли здесь девушка? И когда начнется защита дипломных работ? Рядом стоящие студенты обсуждают подробности вчерашнего бурного досуга с девчонкой с пышной грудью и не замечают, как мимо них проходит девушка – лица ее в кадре не видно. Роль этой девушки и многих других сыграли студенты «Жургеновки» и Алматинской консерватории. С первого раза сцену отыграть не получается. Пошел второй дубль, третий. Казалось бы, все! Дубль прописан удачно! Ан нет! После предварительного просмотра выявляется брак со звуком, в связи с чем приходится прописывать дубль еще раз! При этом время на съемки довольно ограничено – звукозаписывающее оборудование с «Казахфильма» арендовано на строго лимитированный срок, и всякая задержка влечет за собой штрафные взыскания. Понятно, что такой роскоши студенты себе позволить не могут. Несмотря на сложность процесса, обстановка на съемочной площадке царит дружелюбная. После небольшого перекура наступает черед для нового эпизода. В нем как раз и наступает мой небольшой звездный час – необходимо сыграть волнующегося студента, никак не желающего первым зайти на защиту дипломной работы и постоянно делающего вид, что он ужасно занят и ну никак не может пойти защищаться сейчас! Но здесь стоит рассказать предысторию. Все дело в том, что в институте, где учатся главные герои фильма, недавно была крупная министерская проверка, в ходе которой выяснилось, что вуз чрезмерно переполнен. И кровь из носа к концу месяца количество студентов нужно сократить чуть ли не на треть. Понятно, что происходит дальше – все студенты начинают сами искать выход из положения, причем самыми разными способами. При этом опасность как никогда высока – под угрозой отчисления каждый третий! Разумеется, в фильме присутствует и карикатурный образ злюки-преподавательницы, которая спит и видит, как бы отчислить студентов. Весь ужас ситуации заключается еще и в том, что под это самое сокращение попадают все студенты, независимо от курса. Ну и, естественно, косяки! А какой студент не «косячил», тот и не был студентом! Параллельно с этой развивается еще и любовная линия, которая была описана выше. Главный герой, которого в сценарии отметили, как «студента в кроссовках», параллельно с поисками поцеловавшей его девушки вынужден выкручиваться из сложной ситуации с защитой дипломки. Данная сцена на поверку оказывается довольно сложной. В первый раз ее не удается снять из-за того, что актриса, исполнительница роли дотошной старосты, забыла текст. Второй раз при съемках общего плана выясняется, что в кадре не оказывается нужного статиста (на экране это смотрится, как грубейший огрех). Еще несколько дублей пробуются как варианты. Настает время, пожалуй, самой интересной сцены фильма. И на съемочной площадке появляется актер Даулет Абдыгапаров, известный зрителю по таким фильмам, как «Рэкетир», «Кайрат–чемпион. Девственник №1», «Откройте дверь, я счастье», и многим другим. Увидев его вживую, действительно поражаешься, что этот человек выбрал профессию актера, а не, скажем, боксера или бойца без правил. Примечательно, что в отличие от других своих работ, где ему приходилось играть либо секьюрити, либо «чисто конкретных пацанов», в «Сессии» Даулету предложено сыграть роль замдекана, фанатично следящего за тем, чтобы студенты не приходили в институт в кроссовках. Кроссовки действуют на него, как красная тряпка на быка, посему он готов любого студента, нарушившего правило (придуманное им самим), просто взять в охапку и вынести за пределы вуза – благо физические данные ему это позволяют. Вот и в этой сцене Абдыгапаров гонится за студентом, проскольз-нувшим в здание института в кроссовках. При этом в идеале должно получиться так, что студент в кроссовках должен скрыться в кабинете. А замдекана – столкнуться с девушкой, при этом так, чтобы бумаги, которые она несет, красиво разлетелись. После этого другая студентка должна подставить замдекана подножку, чтобы он всей своей массивной фигурой грохнулся на пол. Эта сцена – одна из самых сложных, прежде всего потому, что она массовая. Каждому из актеров определен его «пятачок» на съемочной площадке, на котором он должен находиться, не выдвигаясь за его пределы. Это происходит не сразу, несколько дублей приходится дописывать из-за того, что бумаги летят не так как нужно. Потом несколько раз на разных планах нужно снять, как замдекану-громиле ставят подножку. Опять казалось бы, все! И вновь не все! Здесь я замечаю, что на двери кабинета, куда должен скрыться главный герой висит крупная табличка «МУРАЖАЙ», что в переводе с казахского означает «Музей». Грубейший ляп! Приходится заклеивать эту табличку бумагой и снова переписывать дубль. Всего на съемки пяти сцен фильма ушел целый день – по киношным меркам это довольно много. Если еще учесть то, что значительную часть актеров составляли непрофессионалы. Вообще, в отечественном кино в последнее время ярко просматривается тенденция привлечения в фильмы непрофессиональных актеров. В ближайшее время на экраны выйдет несколько таких фильмов. А нам остается надеяться, что их актерская игра не будет резать нам глаз.
Константин КОЗЛОВ, Алматы | |