| Жаркент – город музеев | Казалось бы, ну какой музей в селе? Но если имя этому районному центру Жаркент, то дело другое. О Жаркенте знают далеко за пределами Алматинской области благодаря необычному архитектурно-художественному комплексу «Жаркентская мечеть» и галерее, носящей имя Аблайхана Кастеева. Но, как выяснилось, Жаркент – город музеев.А потому благодаря Музею истории жаркентской милиции можно узнать о знаменитой ликвидации атамана Дутова в начале прошлого века. Но на самом деле Жаркент – это еще множество громких, но не менее важных для истории Семиречья имен. И, как оказалось, не только имен, но и интереснейших вещей, даже раритетов, которые здесь хранятся в самых интересных местах. Жаркент появился на карте в 1881 году. И в результате передела российско-китайской территории, по итогам которого китайцы получили Кульджу и верховья Или, кто не хотел оставаться на китайской стороне поселились во вновь образованном Жаркентском уезде. Так Жаркент стал передовым укреплением на тогдашней российской границе. Место выбрано не случайно. Тогда Россия почти все свои военные укрепления в Азии словно нанизывала на нитку Великого шелкового пути. Жаркент оказался такой же красивой бусинкой. В современном Жаркенте близость к Китаю чувствуется во всем: и в архитектуре коттеджей местных предпринимателей, в стиле ресторанов и кафе и, конечно, в кухне. Много и китайских автомобилей. Итак, музеи. Историко-краеведческий музей в школе-интернате № 6 был основан полвека назад с обычного выставочного стенда в школьном коридоре, а точная дата открытия – 22 апреля 1970 года. Можно легко догадаться, к чему было приурочено это событие, – к столетию великого пролетарского вождя Владимира Ленина. А хранителем музея был Даниил Важнин. Обычный школьный учитель преподавал детям географию, вел краеведческий кружок. Он пережил и времена расцвета музея, когда экспозиция располагалась в отдельном школьном кабинете, а сам музей получил звание лучшего в республике школьного музея (было это в 1978 году), и перестройку, и полный развал советского строя (а вместе с ним и музея). Не дожил Даниил Важнин до возрождения главной культурной ценности Жаркента. Несколько лет назад, а точнее, в 2008 году, благодаря стараниям директора школы Айтжамал Комбекова, дружного коллектива преподавателей и учеников было восстановлено разрушенное богатство. Правда, восстановить музей удалось только в одной комнате сельской школы. Музейная комната в буквальном смысле забита до самого потолка стендами, семейными и районными реликвиями. Спросите: откуда? Очень просто: приносят люди, дарят, рассказывают детям и внукам, а те пишут в своих тетрадках историю своей семьи, своей улицы – всего того из чего складывается та самая малая родина.
Казалось бы, искушенного городского зрителя в сельском музее удивить нечем. Но походишь вдоль стен, всмотришься в лица, вчитаешься в простые слова почетных грамот и писем, и в какой-то момент начинаешь понимать, что именно вот в таком сжатом пространстве-времени лучше и четче отпечатывается история Семиреченского края, да и республики в целом. Вот в углу стоит солидный сундук, на нем – мудреный для современного человека арифмометр – пережившим эру калькуляторов уж точно «без пол-литра не понять». Рядом – печатная машинка советских времен «Ятрань» и видавший виды чайник, и личные вещи воина-интернационалиста Ерболсына Кончибаева, погибшего на афганской земле. Вот на фото молодые ребята перед отправкой на фронт. На дворе 1941 год, они фотографируются, мало кто из них вернется в родные места… Восемь жаркентцев в самой кровопролитной войне прошлого века стали Героями Советского Союза. В баночке живет семиреченский лягушкозуб. Трудно себе представить, что все эти документы, личные вещи, фотографии собраны благодаря усилиям простого школьного учителя. Кстати, у этих искусно оформленных витрин выросло не одно поколение и каждый ребенок учится постигать культуру именно в своем родном музее. Поэтому-то и терять эти маленькие экспозиции обидно не меньше, чем, не дай Аллах, республиканский музей. Еще один уникальный сундук можно увидеть в знаменитом архитектурно-художественном комплексе «Жаркентская мечеть». Он, по легенде, попал в эти места во времена Первой мировой войны. Поверить в это можно, потому что изнутри сундук оклеен газетами, напечатанными еще в царской России. Я поверила вместе с жителями Жаркента в большую, если не сказать, великую историю этих мест. А почему бы и нет? И не надо ничего придумывать, потому что история и правда интересная. Въезд в приграничный Жаркент до сих пор – строго по пропускам. Поэтому о жаркентской мечети многие алматинцы даже не знают. Впечатления, которые производит мечеть, построенная в стиле китайской пагоды, остаются без преувеличения на долгие годы… Оказывается, было построено три подобных здания: храм в Шанхае, мечеть в Кульдже и мечеть в Жаркенте. Храм в Шанхае был уничтожен, когда Китай стал строить социализм, мечеть в Кульдже сгорела. «За свою 116-летнюю историю жаркентская мечеть тоже пережила многое, но сохранилась!» – с этих слов начинает свою экскурсию нынешний настоятель мечети Шарипхан-кажы. В 1910 году мечеть пережила сильнейшее землетрясение. Многие здания в городе превратились в развалины, а она выстояла, правда, получила некоторые повреждения. А в 1965 году по Жаркенту пронесся ураганный ветер, но сооружение устояло и перед этим природным катаклизмом. В разные годы здание использовалось под склады и зернохранилище, в нем жили люди, и с каждым годом оно все больше приходило в упадок. Жаркентцы могли бы совсем потерять этот памятник старины, если бы в конце 70-х здесь не побывал первый секретарь ЦК КП республики Динмухамед Кунаев. После этого посещения в мечети начались реставрационные работы, памятник был взят под охрану государства. А еще во дворе музейного комплекса растет большое ветвистое дерево с арабским названием «Сейда». Шарипхан-кажы утверждает, что все, кто к нему прикоснется, могут загадать желание, которое обязательно исполнится… Возможно, это увлекательное прошлое и привлекает в Жаркент современных художников: мол, вдруг и меня посетит взращенная на парном молочке сельская муза? Единственное, что показалось странным в художественной галерее Жаркента, – это отсутствие работ художников, посвященных городской жизни. Здесь в основном картины, которые вполне понятны даже годовалому ребенку: художники пишут романтичные пейзажи, окружающие любимый Жаркент. В основном выставляются местные художники. Экспозиция меняется часто – раз в три месяца. Есть и своя изостудия, где с удовольствием занимаются не только юные жаркентцы, но и взрослые. Они учатся рисовать, изучают историю изобразительного искусства. Спросите: нужно ли это им? Представьте себе, что да! Редко кто не из специалистов знает, кто написал «Черный квадрат» и что это вообще такое. А вот в Жаркенте знают! И, к слову, дети, которые посещают эту изостудию, не только несколько лет подряд участвуют в выездных арт-фестивалях в Алматы и Астане, но и помогают руководителю изостудии Шолпан Заманбековой по крупице собирать художественную историю этих мест, продолжая этот маленький подвиг – музей своего села. Кстати, художественная галерея носит имя Аблайхана Кастеева, который родился здесь, в ауле Чежин. Напоследок еще раз пройдем по галереи и улыбнемся работам Аблайхана Кастеева «Чежин» и «На току». Эти полотна великого художника можно увидеть только здесь, в Жаркенте. Многие из тех жаркентцев, с которыми удалось побеседовать, с радостью повторяли, что ходить в музей или галерею модно, как, впрочем, и знать историю родных мест. Яркий пример этих слов Курманжан Ахметкалиев. По его инициативе на территории детского санатория «Коктал-арасан» открыт потрясающий парк скульптур. Персонажи любимых сказок приветствует каждого, кто пришел сюда. Многие из них сделаны руками Курманжана. Вы подумаете, что он профессиональный скульптор? Нет, у него медицинское образование, он депутат местного маслихата, а в свободное время занят творчеством. В общем, просто увлеченный человек …
Мира МУСТАФИНА, фото автора, Алматы – Жаркент – Алматы | |
|