Гастролей Московского государственного театра наций алматинцы ждали с особым трепетом, и на это было, как минимум, две причины. Во-первых, зачастую к нам приезжают антрепризы, в то время как репертуарные театры в свои гастрольные графики нашу страну включают довольно редко. Во-вторых, эти гастроли сулили театралам знакомство не только с двумя блестящими постановками театра, которые уже покорили полмира, но и долгожданную встречу с кумирами. Так, к примеру, народный артист России и художественный руководитель театра Евгений Миронов в Казахстан приехал впервые. На встрече с журналистами актер рассказал, чем его театр отличается от других сцен России и что заставило взяться за этот проект.
ЛИТЕР-Неделя: Театр начинается с вешалки, а с чего начался ваш «Театр наций»? Е.М.: Прежде всего я начал с формирования своей команды, как, наверное, делает любой человек, которому предстоит организовать какое-то новое дело. Следующим шагом стало строительство здания, вернее, мы не строили его. Этому зданию больше 120 лет, но мы его полностью реконструировали, а это тоже большая работа. Но, создавая театр, мне хотелось сделать его особенным, непохожим на все то, что уже есть в Москве. В результате особенностью нашего театра стало то, что у нас нет и никогда не будет своей труппы. Наш театр – это открытая площадка, где любой желающий режиссер может поставить свой проект, а любой начинающий и еще никому не известный артист может стать частью спектакля, где заняты уже именитые артисты. Также на сцене нашего театра мы регулярно проводим разные фестивали, в рамках которых могут выступать как региональные театры, так и группы международного масштаба. Это все мне интересно, потому что я, уже будучи артистом известным, понял, что я обязан кому-то в чем-то помогать. Вообще, искусство в нашей стране всегда стояло на последнем месте, идет даже после погоды. И я решил сделать все от меня возможное, чтобы это как-то исправить. ЛИТЕР-Неделя: В последнее время вас не так часто можно увидеть в кино, так сильно увлек театр? Е.М.: Существует своя специфика, к примеру, в театре можно репетировать до тех пор, пока не получится. Ну по крайней мере, раньше так было, например, во МХАТе, где один спектакль репетировали год, два. Сейчас, правда, все больше сведено к европейской системе, по которой на репетицию спектакля отведено 40 дней или два месяца. Но все равно это гораздо больше времени, когда можно почувствовать свою роль. А вот кино – это катастрофа. И если вы видели «Идиота», где я играл Мышкина, то у меня было всего полчаса разговора с режиссером Владимиром Пороховым. А мне нужно было найти своего Мышкина, и это при том, что эту роль уже не раз играли прекрасные актеры. А у меня на это было всего полчаса. Это ничтожно мало. И, конечно, я пытался его найти еще до съемок, потому что прекрасно знаю, что там, на съемочной площадке, времени у меня будет в обрез. Поэтому я предпочитаю, безусловно, театр, там я чувствую себя комфортнее. ЛИТЕР-Неделя: Это ваши первые гастроли в наш город, и для них вы отобрали два спектакля. Почему выбор пал именно на них? Е.М.: Да, это наш первый визит, и мы привезли с собой два спектакля: «Рассказы Шукшина» и «Бедная Лиза». Если с первым всем более или менее понятно, то вот второй спектакль – это наш эксперимент. Я до сих пор в шоке – как наши драматические актрисы могут вот так взять и пойти на такое. По сути это даже не спектакль, это драматический балет, где нет ни одного слова. В этом спектакле заняты Чулпан Хаматова и солист Большого театра Андрей Меркурьев. Это очень интересный спектакль. Что касается спектакля по Шукшину, то мы тоже с ним серьезно работали. Чтобы лучше погрузиться в этот мир, мы специально поехали на Алтай, в деревню, где жил Василий Макарович, и десять дней общались с людьми, которые там живут. И должен признать, эта поездка нам очень помогла. Мы воочию увидели тех, о ком он писал в своих рассказах, все описанные им образы оживали перед нашими глазами. И это было удивительно. И приступая к работе над этим спектаклем, мы приняли, как мне кажется, единственно верное решение. В спектакле у нас нет специальных декораций, костюмов, нет ничего, без чего, казалось бы, не обходится ни одна постановка. На сцене у нас к каждой истории свой стенд и фотографии тех, кого мы увидели в деревушке, реальные герои рассказов Шукшина. И вот на фоне их играть уже нестрашно, у актера просто не остается возможности схалтурить, переиграть. С этим спектаклем мы объездили всю Европу, и он всегда проходит при аншлагах. Так что мы вам привезли два разных спектакля, два разных жанра режиссуры, что еще раз подтверждает мои слова: мы открыты для экспериментов. Мы открыты для всего нового. ЛИТЕР-Неделя: В последнее время многие театры в Казахстане ставят спектакли на злобу дня, забывая при этом об искусстве. Как вы думаете, что это, новая модель театра или просто легкие деньги? Е.М.: Вы знаете, я думаю, эта проблема характерна не только для вас, но и для нас. В Москве тоже очень часто ставятся спектакли с целью поржать, отдохнуть, съесть какой-нибудь пирожок и уйти, даже забыв, как назывался спектакль. На мой взгляд, это деградация, но не стоит забывать, что спектакль спектаклю рознь. Увы, но сегодня название заведения – театр – уже не может гарантировать вам, что вы там не наткнетесь на какую-нибудь откровенную халтуру. Даже в государственных театрах сегодня ставятся действительно пустые, антрепризные в плохом смысле этого слова, на потребу публики спектакли. Поэтому, создавая свой театр, я сразу принял для себя решение, что вот по этому пути мы идти не будем. В театре должно быть прежде всего искусство.
Карина ЮДЕНИЧ,фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы | |