06-03-2012
|
| Зрители тоже плачут | Новый спектакль Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова длится два с лишним часа. Антракт один.Зритель сидит. Смотрит. Похоже, он искренне заинтересован в том, что происходит на сцене. Зритель сопереживает. А между тем повесть Мухтара Ауэзова «Лихая година» не из простых. Это второе обращение к исторической драме казахского классика. Впервые театр поставил этот спектакль в 1997 году. Пространство спектакля перенасыщено эмоциями. Герои постоянно сосредоточены на внутренней духовной работе. Личное, частное соотнесено с той трагедией, которую переживает народ. А потому новый спектакль ауэзовцев стоит целого социологического исследования. – Вторая постановка исторической драмы действительно отличается от первой. Мы ее значительно дополнили и расширили содержание по смыслу. За основу мы взяли идею зарождения гражданской независимости казахского народа, – сказал режиссер-постановщик спектакля Аубакир Рахимов. Мы часто слышим о том, что современный зритель хочет развлечений и зрелищ, а потому спектакли с ярко выраженной патриотической темой уже давно утратили свою актуальность. Но прошедшая премьера доказала, что все это просто слова. Тема патриотизма и гражданственности продолжает глубоко восприниматься залом. Современный зритель вовсе не утратил интереса к серьезным проблемам, к историческому прошлому. Он хочет знать, зачем он живет. На спектакле «Лихая година» зритель к тому же явно продемонстрировал свою способность жадно воспринимать сложно организованный ансамблевый театр. Декорации постановки создают точную среду того непростого для казахского народа времени. Стоит ли говорить, что спектакль получился горьким. Таким же, как и судьба повести Мухтара Ауэзова, которая была издана в 1929 году, а уже с 1930 года оказалась под запретом до публикации ее в 1972 году в журнале «Новый мир». В свое время Чингиз Айтматов писал: «Мало я встречал в восточных литературах произведений, где бы… с такой болью и состраданием было сказано о трагедии простого люда, посмевшего на беду свою восстать и жестоко поплатиться за бунт своей кровью и изгнанием с родных земель». Кстати, в спектакле почти физически страдает от грандиозного внутреннего слома и борьбы вся актерская труппа. Такое впечатление оставил первый премьерный показ. С глубоко запрятанной внутрь верой в справедливость и в будущее, с угловатой усмешкой на устах герой известного актера Саята Мерекеулы Узак-батыр обращается в зал: «Я боролся за справедливость с завязанными руками!» В этом не столько констатация, сколько пророчество. Монолог Узак-батыра оставляет глубокое эмоциональное впечатление…
Мира Мустафина, Алматы
| |
|
по материалам газеты "ЛИТЕР" |