| Смех длиною в жизнь | В то время как в соседней России только и разговоров что о настоящей революции в юморе, у нас в стране эта проблема не столь очевидна. Видимо, потому, что, увы, качество юмора за последние десятилетия у нас растет очень скромно.И тем не менее сегодня мы видим, что новые формы довольно прочно занимают позиции и медленно, но верно вытесняют своих старших товарищей. Несколько лет назад в России громко заявило о себе новое направление в юморе, которое условно можно назвать «камедиклабовским» по аналогии с одноименной телепередачей. Это направление в одночасье свершило революцию в юморе, серьезно потеснив позиции так называемой «петросяно-дубовицкой» школы. Естественно, на этом гребне не могли не попытаться выехать и казахстанские КВНщики. Однако по аналогичному сценарию ситуация у нас не могла развиваться, потому как наша старая школа юмора не имела таких богатых традиций, как в России. Старейший в Казахстане театр эстрадных миниатюр «Тамаша» имеет свою стабильную и прочную аудиторию. Он создавался еще в застойные годы по всем лекалам советского телевизионного юмора и в годы свирепой цензуры был настоящей отдушиной для казахского зрителя. Однако сегодня рассчитывать на всенародное признание этот театр все же не может: во-первых, казахским языком владеют, увы, не все. Во-вторых, новое поколение казахскоязычного зрителя просто предпочитает иные направления, которые сегодня в полной мере представлены на голубом экране. К слову сказать, именно казахскоязычные юмористы первыми попытались оседлать необъезженного коня «камедиклабовского» направления, запустив несколько лет назад на одном из телеканалов шоу «J-Club». Незамеченной эта премьера не прошла, но и прорывом тоже не стала. Так как просто повторение «Comedy club» на казахском языке оказалось никому не нужным. В прошлом году отечественные телевизионщики вновь решились попытать счастья на новом юмористическом поприще, запустив аналогичные «Comedy club» проекты «Козаностра» и «Позитив-шоу». Первое время новые передачи интересовали зрителя, но спустя несколько месяцев все вышеуказанные проекты выдохлись и были сняты с эфира. Почему? Как оказалось, в Казахстане далеко не так как в России востребован столь скабрезный юмор, в связи с чем новые проекты пришлось лепить с учетом этого. Помимо телевизионно-сценического юмора большую популярность в последнее время приобрели скетчкомы. То есть разыгрывание небольших юмористических сценок по законам телесериалов. Причем такая тенденция прослеживается как в Казахстане, так и в России. Конечно, у наших соседей успешных примеров куда больше, чем у нас, начиная с «Городка» и заканчивая скетчкомом «Даешь молодежь!». Но и в нашей стране, судя по последним тенденциям, подобный жанр рискует стать очень востребованным. Пожалуй, самый удачный пример здесь – скетчком «Наша Казаша» – адаптация знаменитой «Нашей Раши». Учитывая, что она держит зрителя у экранов уже несколько сезонов, можно, говорить, уж если не о качестве, то о востребованности данного продукта. Не отстает в этом направлении и казахскоязычный юмор – к производству скетчкома «?зіл-студио» были привлечены силы лучших КаВээНщиков Казахстана. Результат – неплохие рейтинги и новое слово в отечественном юморе. Отдавая дань истории, необходимо упомянуть, что пионерами успехов в подобном жанре были ветераны отечественного юмора Мурат Оспанов и Роман Альманский. Их проекты «Палата №6», «Ха-ра-шо» и «Умора» еще в 90-е годы собирали неплохой урожай рейтингов, во многом предопределив любовь казахстанцев к такому жанру, как скетчком. Успехи наших сборных в большом КВНе вдохновили казахстанских веселых и находчивых на новые свершения. Хотя, чего греха таить, КВН всегда был и будет популярным у молодежи. Только сейчас в одном Алматы функционирует несколько лиг, исповедующих самые различные направления в КВНе. Бесспорно одно – КВН есть и остается поставщиком кадров для всех вышеперечисленных жанров юмора (кроме «Тамаши», «Бауржан-шоу» и прочего). Ведь у него есть для этого самое главное – телеэфиры, чего недостает театрально-академическому юмору. Остается уповать лишь на то, что количество потихоньку начнет переходит в качество.
Константин КОЗЛОВ, Алматы
| |
|