Итальянские пианисты в Казахстане не впервые. Их с нашей страной связывают весьма плодотворные отношения.
А идея концерта в Алматы принадлежит неформальному лидеру дуэта Марко, и она появилась не случайно. Однажды Айман Мусаходжаева рассказала Марко и Серджио, что после учебы в Московской консерватории она вернулась в родной Алматы. Филармония широко распахнула ей двери. Здесь удивительная аура, впрочем, как и в ее родном городе. В стенах филармонии имени Жамбыла она начала свой творческий путь. Молоденькой скрипачкой готовила одну за другой концертные программы…
Совместные концерты известных итальянских пианистов всегда становятся событием. Накануне в Астане дуэт выступал в органном зале Казахского национального университета искусств. Концерт вызвал огромный интерес у публики. Музыканты не обманули ожиданий любителей фортепианной музыки. Программа выступления в Астане состояла из Концерта Моцарта для фортепиано с камерным оркестром. А для алматинской публики была подготовлена другая программа, которая включала интересный спектр композиторских имен. В исполнении Марко Скьяво и Серджио Марчеджиани прозвучал Франц Шуберт «Вариации на тему французской песни для фортепиано в четыре руки» и «Фантазия фа-минор op.103».
Пианисты с редкой культурой звука и безупречным вкусом, независимо от «контекста», их игру хотелось просто внимательно слушать, исполнили произведения Шуберта ярко, благородно и совершенно по-своему: мягко, лирично, тонко. Чувствовалось, что им несравненно ближе шубертовские фантазийность и полетность, но в то же время скрытый внутренний «ток» в их исполнении ни на секунду не прерывался.
В концерте также прозвучали знаменитые «Венгерские танцы» Брамса. В заключение исполнена мощно и на одном дыхании увертюра к опере «Сорока-воровка» Россини. Пожалуй, не имеет смысла говорить о каких-либо отдельных деталях трактовки этой великолепной увертюры: настолько убедительно и стройно она звучала. Итальянские пианисты Марко и Серджио как единое целое, что, казалось, шедевр Россини просто живет своей естественной, органичной жизнью.
Дуэт выигрывает от сложения таких талантов. И, кстати, по мнению музыкальных критиков, ни их индивидуальности, ни их мастерство не пострадали, а, наоборот, заиграли новыми гранями. А мужская дружба двух замечательных музыкантов всегда остается особо привлекательным психологическим фоном их выступлений.
В беседе с журналистами Марко Скьяво рассказал, что искусство фортепианного дуэта в настоящее время переживает подлинный бум. Постоянные дуэтные составы гастролируют в престижных залах на всех континентах. Есть даже фестивали, полностью посвященные этому жанру. Среди самых солидных – АRD в Мюнхене, Murray Dranoff в Майами, имени Шуберта в Чехии, проходят конкурсы фортепианных дуэтов в Токио, Сан-Марино.
– Мы очень дружны, дружны и наши семьи, – сказал в беседе с журналистами Марко Скьяво. – Что касается остального, то если каждый из нас способен собрать любой зал, то наш дуэт делает это в два раза лучше. К тому же на этих концертах полностью раскрываемся сами, получаем огромное наслаждение от совместной игры, и это чувство необузданной радости, видимо, передается и публике.
Успех у публики итальянских пианистов, по мнению музыковедов, нарастает из года в год. Кроме совместного творчества, которому более десяти лет, оба музыканта являются профессорами в Матэрской и Алиссандрийской консерваториях. И, к слову, часто приглашаются в качестве членов жюри на международные конкурсы и для проведения мастер-классов по всему миру. Как и в свой прошлый приезд в Астану, они давали мастер-классы для студентов КНУИ, о возможностях которых отозвался весьма лестно Марко Скьяво:
– Я несколько раз давал мастер-классы в Астане, был председателем комиссии на выпускных экзаменах у пианистов в Университете искусств. Могу сказать, что выпускники могут сыграть все и на высоком профессиональном уровне. Есть ребята интересные. Думаю, что им по завершении учебы кроме таланта и отличных профессиональных навыков еще необходимы продюсеры, импресарио и, конечно же, связи. Без этого в большом музыкальном мире, увы, невозможно сделать карьеру. Вообще, в музыку идут люди уже подготовленные. Поэтому они хорошо знают, что им нужно. Я своим ученикам говорю, что концертирующим музыкантом остается тот, кто имеет что-то за душой. Я имею в виду не материальную сторону.
И еще удивил зал на концерте итальянских пианистов. Теплый, радушный. Хотя, по всем предпосылкам, концерт мог и не собрать аудиторию – начало трудовой недели, тринадцатое число вкупе с холодным и промозглым мартом в Алматы. Но ведь не всегда можно увидеть и услышать фортепианный дуэт. Этот аргумент подействовал железно на алматинскую публику. И, как признался Марко Скьяво, количество публики далеко не всегда является показателем успеха концерта. На первом месте – профессионализм музыкантов и то, что им хочется сказать слушателям…
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы |