| Безумству храбрых… | До него в самой глубокой точке Мирового океана побывали швейцарский океанолог и изобретатель Жак Пикар и американский морпех лейтенант ВМС США Дон Уолш.Это событие произошло 60 лет назад и было названо последним мировым географическим открытием. В те годы Пикар предсказывал, что его рекорд будет побит не скоро. Объективными причинами для этого должны стать не только нехватка подводных средств, но и ограниченность точек погружения. В Мировом океане не так уж много впадин глубиной более 6–8 тысяч метров.
Кэмерон принял вызов
И вот новое погружение в то же самое место. Ярко-зеленый батискаф Deepsee Chаllenger, сконструированный австралийскими учеными специально для этого спуска, опустился за 2 часа 36 минут на глубину почти 11 километров. Джеймс Кэмерон в течение 6 часов снимал на видео в формате 3D дно самой глубокой части Марианской впадины – Бездны Челленджера. Потом всего лишь за час десять минут батискаф поднялся на поверхность. «Только что опустился в самую глубокую точку океана, – написал в своем «Твиттере» режиссер. – Никогда не было так приятно дойти до самого дна. С нетерпением жду, когда смогу поделиться с вами увиденным». Это далеко не первое глубоководное погружение 57-летнего режиссера, на его счету их 72. В 1995 году он лично совершил 12 погружений к «Титанику» на российских батискафах «Мир-1» и «Мир-2». Снятое во время этих погружений видео вошло в одноименный фильм. Свой 56-й день рождения он встретил на дне озера Байкал.
Легендарный «Триест»
С давних пор люди пытаются проникнуть в толщу воды. Отважные ныряльщики, часто рискуя жизнью, исследовали морское дно, но большие глубины с их тьмой, холодом и чудовищным давлением были недоступны человечеству. Но вот пытливый человеческий ум придумал накачать воздух в металлическую коробку и опустить ее в глубоководное царство. Первыми глубоководными аппаратами были батисферы – полые шары с толстыми стенами, соединенные «пуповиной» с кораблем-маткой, по которой поступали электричество и воздух. Но у батисферы был один очень существенный недостаток – аппарат опускали на глубину по тросу и он не имел свободы маневра. Первое погружение на батисфере совершил итальянец Бальзамелло, опустившийся в 1892 году в Средиземном море на глубину 165 метров. Затем Уильям Беби и Отис Бартон на батисфере «Век прогресса» в 1934 году установили рекорд погружения в районе Бермудских островов на глубину 923 метра. Технический переворот в этом деле совершил швейцарский физик, талантливейший человек, одинаково стремившийся покорять стратосферу и большие глубины, Огюст Пикар, создавший батискаф – самодвижущийся аппарат, независимый от материнского судна. Самый известный из таких аппаратов был назван «Триестом» в честь маленького итальянского городка, где он создавался. Отец передал эстафету строительства подводных аппаратов своему сыну, который и совершил в компании с морским пехотинцем свое знаменитое погружение в самый глубокий желоб Мирового океана – Марианскую впадину, на глубину 10916 метров. Давление на аппарат достигло 170 тысяч тонн, но конструкция выдержала. Само погружение длилось больше четырех часов, обратный путь занял 3,15 часа. Все события, с момента создания батискафа до погружения и всплытия, Жак Пикар описал в книге «Глубина 11 тысяч метров». …Уже в сумеречной зоне от 200 до 1000 метров почти нет света. Давление на глубине 1000 метров в сто раз выше, чем на поверхности, там совершенно темно. Нет ни растений, ни водорослей. Рыбы, моллюски, медузы и другие организмы хорошо адаптировались в этой среде. А вот для обитателей земной поверхности одно только давление воды является уже смертельным. Их легкие сразу бы лопнули – поэтому у живых обитателей морского дна нет воздуха в организме. Само пребывание двух смельчаков на дне длилось всего лишь двадцать минут. Особо зрелищным для наблюдателей его назвать нельзя – при посадке на грунт аппарат взбаламутил ил. Покорители океана подкрепились швейцарскими шоколадками (лучшей рекламы не придумаешь) и двинулись обратно. В течение нескольких лет этот аппарат успешно функционировал, его использовали для поисков затонувших подводных лодок, в том числе и для обследования останков американской атомной подводной лодки «Трешер». Основная часть субмарины с ядерным реактором, несмотря на беспрецедентные по размаху и по использованию самой чувствительной аппаратуры, так и не была обнаружена. Скорее всего, она вошла глубоко в ил. Затем знаменитый батискаф разобрали, и сейчас его оболочка является самым почетным экспонатом военно-морского исторического центра в Вашингтоне. «Миры» – лучшие в мире
Начиная с середины прошлого века человечество «заболело» Мировым океаном. Создавались подводные дома, ныряющие блюдца, глубоководные аппараты. Океан – это настоящее Эльдорадо, в нем имеются все известные на Земле минералы, и эти запасы непрерывно растут. Но потом пыл постепенно угас. Оказалось, что добывать ресурсы под водой не так-то просто. До последнего времени человечество не испытывало в них насущной потребности, кроме нефти, конечно. Ведь до сих пор на Земле еще имеется много месторождений полезных ископаемых, добыча которых относительно недорога. Но всему есть конец, и человечеству волей-неволей придется идти на поклон к Мировому океану. В Советском Союзе морская наука тоже шла в ногу со временем. Начиная с 70-х годов, в СССР были построены несколько подводных аппаратов, среди них «Витязь», «Осмотр», «Пайсис», «Рифт». И, конечно же, глубоководные обитаемые аппараты «Мир-1» и «Мир-2». Построены они были в Финляндии фирмой Rauma-Repola и до сих пор базируются на судне-носителе «Мстислав Келдыш», построенном также на финской верфи под руководством ученых Института океанологии имени П. Ширшова. Глубина их погружения составляет 6 километров, экипаж каждого аппарата состоит из трех человек – пилота, инженера и ученого. С применением этих аппаратов было произведено 35 экспедиций в Мировом океане, из них девять – по ликвидации последствий аварий атомных подводных лодок «Комсомолец» и «Курск». В 1991 и 1995 годах «Миры» использовались для съемок фильмов о затонувшем на глубине 3800 метров «Титанике». В 2003 году завлабу научной эксплуатации этих аппаратов доктору технических наук Анатолию Сагалевичу Академией подводных наук и искусств США был вручен самый почетный приз за подводные работы «Подводный Оскар». В 2007 году в рамках экспедиции «Арктика-2007» «Миры» впервые опустились в точке географического Северного полюса на глубину 4300 метров. Во время этого погружения на дне океана был установлен титановый российский флаг и капсула с посланием будущим поколениям. Достижение этой экспедиции занесено в книгу рекордов Гиннесса. Позже оба аппарата впервые опустились в пресную воду, занимались исследованиями дна озера Байкал. В августе 2009 года Владимир Путин на аппарате «Мир-1» погружался на глубину 1400 метров. У российских батискафов – отличный послужной список. За двадцать лет они совершили 800 погружений, 80 процентов которых были выполнены на глубинах от 3 до 6 тысяч метров. При этом не было ни одной аварийной ситуации. Финны сделали аппараты на совесть, россияне на совесть их эксплуатируют.
«Алвин» и водородная бомба
Среди нескольких десятков глубоководных аппаратов разных назначений и конструкций, созданных в разное время конструкторами разных стран, нельзя не вспомнить американский «Алвин», построенный в 1964 году. Сначала он прославился тем, что на него напала огромная меч-рыба. Потом при подъеме на палубу корабля в штормовую погоду он зачерпнул воды и целый год пролежал на дне. Это он обнаружил упавшую при авиакатастрофе водородную бомбу мощностью 1,5 мегатонны. Трагедия случилась на высоте десять километров над маленькой забытой богом деревушкой Паломарес на средиземноморском побережье Испании 17 января 1966 года. Тяжелый самолет-заправщик (три цистерны ракетного топлива) столкнулся с бомбардировщиком Б-52, возвращавшимся из восточной части Средиземного моря с патрулирования у границ Советского Союза. Холодная война была в разгаре. Из-за ошибки пилота летающей крепости два самолета столкнулись в воздухе и взорвались, сотни обломков упали на деревушку и помидорные поля. Сюда же упали и четыре находившиеся в патрульном самолете водородные бомбы. Три из них опустились на парашютах на сушу, а четвертая упала в море. Почти три месяца искали ее американцы. Все это время Испания жила в страхе – бомба, опустившаяся на склон подводной горы, могла взорваться в любой момент. Для ее поисков была создана специальная оперативная группа – 15 кораблей, привлечены огромные силы, в том числе и три глубоководных аппарата – «Алвин», «Алюминаут» и «Кабмарина». Героем поисков стал «Алвин». Бомба словно играла с людьми в кошки-мышки, ее то находили, то опять теряли. Когда цель поисков уже была близка, случилась новая беда. Спускаясь вдоль склона горы при видимости всего лишь два метра, оператор Уилсон, находящийся внутри батискафа, увидел перед собой огромный купол парашюта, перевел двигатели на задний ход, но было слишком поздно. Мокрая ткань и перепутанные стропы обволокли аппарат, сделали его слепым и неподвижным. В течение мучительных 15 минут операторы боролись за жизнь, предложить им какой-нибудь реальный выход с поверхности было невозможно. Наконец Уилсон, действуя вслепую, оттолкнул купол парашюта в сторону, появился какой-то просвет, окошко, в которое и нырнул аппарат. Но прежде чем всплыть, батискаф еще несколько раз подходил к трехметровой сигаре настолько близко, что это могло бы повлечь за собой непоправимое. Наконец второй трос был прикреплен к бомбе, и наверху прозвучала спасительная команда «вира». Кстати, ветеран «Алвин» до сих пор в строю.
Впереди у нас много открытий
Аппаратов, сравнимых с «Мирами», во всем мире несколько штук. Французский корабль Nautil c дистанционным аппаратом, на котором расположены камеры, способен погружаться на 6 км. До погружения Кэмерона рекордсменом среди глубоководных аппаратов являлся японский «Шинкай 6500», максимум погружения которого – 6527 метров. Его построили в Центре морской науки и технологий Японии. Своим батискафом обзавелся Китай. Разработки новых глубоководных аппаратов для исследования морского дна ведутся в наши дни повсеместно. При усиливающейся борьбе за ресурсы морского шельфа вскоре они будут очень востребованы.
Сергей БОРИСОВ, Алматы | |
|